Следующая новость
Предыдущая новость

Учитывая каждого: как фестивальный проект «Край света» пришел на Запад

05.05.2019 16:25

Учитывая каждого: как фестивальный проект «Край света» пришел на Запад

Видеорядом к нему на большом экране шла фестивальная хроника: полные залы, селфи на фоне баннеров, занятия в мастерских, рисование мультиков, танцы на побережье, съемки в разных районах Калининграда. Вместе с командой фестиваля калининградцы с интересом открывали для себя свой город и смотрели сложное кино про города, которых они никогда не видели.

Команда "Края света" во главе с продюсером Алексеем Аграновичем успешно освоила Сахалин — там уже 9 лет существует фестиваль "Край света. Восток", под который жители острова уже подгадывают свои отпуска. Но Калининград был рискованной территорией — город на границе с Европой, избалованный множеством культурных мероприятий, жители которого без проблем ездят за продуктами в Польшу, а на концерты в Германию. Прийти в Калининград с очередной московской светской инициативой без специально сформулированной идеи было бы слишком самонадеянно.

Но "Край света" изначально не был светским мероприятием типа дефиле звезд по красным дорожкам. Алексей Агранович с самого начала решил сделать фестивальный проект, в котором жители острова могли быть не просто наблюдателями, но и участниками процесса, — сегодня запись в фестивальные мастерские на Сахалине заканчивается так же стремительно, как билеты на концерт Билли Айлиш, да и залы на просмотрах набиты до отказа.

Актер и генеральный продюсер фестиваля Алексей Агранович и губернатор Калининградской области Антон Алиханов

Учитывая каждого: как фестивальный проект «Край света» пришел на Запад

Гости фестиваля "Край света. Запад"

Алексей Агранович долго и внимательно изучал новое место, социальную среду и потенциальный интерес аудитории. В результате "Край света. Запад" сделал ставку на тему взросления и сформировал отдельный конкурс "Кино на вырост", ориентированный на подростковую аудиторию. "Взрослая" конкурсная программа "Игродок" была составлена из фильмов на стыке игрового и документального кино.

Сегодня разница между игровым и документальным кино окончательно исчезла, — объясняет идею конкурса программный директор фестиваля Алексей Медведев. — Для нас остался только один критерий — насколько режиссеру удалось ухватить вибрирующий дух современности. Реальность — это реальности, во множественном числе. И история африканской девочки, мечтающей стать супергероем, и ритуалы колумбийских шаманов, и виртуальная жизнь блогера из Берлина — все это образует неповторимый и неслучайный узор, который и есть современность. Кино — не зеркало, а инструмент. Оно не только отражает реальность, но и создает ее. Поэтому наш фестиваль — это настоящая фабрика реальности, где кино не только показывают, но и учат им пользоваться так, чтобы у жизни был смысл.

Программа фестиваля, сложенная совсем не из очевидных зрительских хитов, тем не менее очень быстро заинтересовала калининградцев — по городу разносился слух о новом смотре, и на каждом следующем сеансе зрителей было больше, чем на предыдущих. На финальные показы было уже не попасть, на Q&A (сессии вопросов и ответов) приходили уже сотни зрителей, в соцсетях люди рекомендовали друг другу все бросить и бежать на фестиваль. Программа смотра увлекала зрителей (и калининградцев, и москвичей) в интереснейшее путешествие по миру, рассказывала истории о людях с других континентов — о жизни, о проблемах, о способах их решения. В конкурсе "Игродок" победил мексиканский документальный фильм "Полуночная помощь". Это история про систему здравоохранения в Мексике, где на 9 миллионов населения приходится 45 карет государственной скорой помощи, то есть если с человеком что-то случается, то мексиканский ОМС ему не поможет. Поэтому в Мексике развита система частной скорой помощи, она нелегальная, но работает. Люди с навыками оказания первой помощи покупают себе спецмашину, перехватывают сигнал из скорой и мчатся на помощь, стараясь обогнать таких же частников. Они реально спасают людей, но почти никто не хочет им платить (оплата-то добровольная). Поэтому эти горе-бизнесмены сводят концы с концами, едят что попало, спят на носилках, но все равно каждую ночь выезжают спасать людей.

Спецприз достался французу Зигфриду — человеку, который одним своим видом объясняет о независимом кино все. Получая приз за свой новый фильм "Рига. Дубль 1", Зигфрид рассказывал, как полицейские на улице просили у него документы, а он предъявлял фестивальную аккредитацию, и его отпускали. "Рига. Дубль 1" — это игровой фильм о жизни трех девушек в Риге. Почти бессюжетный медитативный фильм-джаз о том, что жизнь сложится как сложится, а потому не стоит запариваться. На улицах Риги постоянно звучит музыка, которую Зигфрид пишет, кажется, везде, где присядет. В Калининграде он дал концерт-импровизацию с местными музыкантами в арт-пространстве "Катарсис". Не исключено даже, что снял новый фильм, хотя приехал вроде бы только с пленочным фотоаппаратом.

Эти два приза вручило профессионально жюри, в которое вошли российские актеры Евгений Стычкин и Виктория Толстоганова, сербский режиссер Огнен Главонич и калининградский философ и публицист Владас Повилайтис.

Учитывая каждого: как фестивальный проект «Край света» пришел на Запад

Владас Повилайтис, Виктория Толстоганова, Огнен Главонич и Евгений Стычкин

Учитывая каждого: как фестивальный проект «Край света» пришел на ЗападПрограммный директор фестиваля Алексей Медведев и Наталья Пылаева

А приз зрительских симпатий достался датскому доку "Ложные признания" — подробному исследованию системы американского правосудия, в котором 25% осужденных оговаривают сами себя под воздействием психологического давления. Страшное кино с уникальной хроникой допросов, которые сложно вынести даже сидя в зрительном зале, наглядно показывающее, как человека можно сломать без всякого рукоприкладства, оказалось лидером зрительского голосования, и этот факт говорит о том, что аудитория оказалась готова к тому непростому неразвлекательному контенту, с которым фестиваль пришел в Калининград.

В детском конкурсе "Кино на вырост" кипели совсем другие страсти. Судьями в нем стали два жюри: калининградские школьники, куратором которых выступил фронтмент СПБЧ Кирилл Иванов, и калининградские учителя — с ними работал экс-главред журнала Esquire, создатель детского лагеря "Камчатка" Филипп Бахтин. По правилам игры оба жюри могли отметить своих лауреатов, но победителем должен был стать общий кандидат. Жюри жарко спорило о фильмах до тех пор, пока на фестиваль не приехал исполнитель главной роли в фильме "Шторм: письма огня" Дейви Гомез — 15-летний красавец из Голландии, от которого потеряли голову и школьницы, и учителя, и даже билетеры в областном драмтеатре, где шли показы. Очередь на селфи с Дейви выстроилась такая, будто в Калининград приехал сам Гарри Поттер, и фильм сразу вырвался в лидеры голосования. Кураторы обоих жюри схватились за головы и приложили немало усилий, чтобы убедить своих подопечных, что кинофестиваль — это не конкурс красоты.

В результате победителем детского конкурса стал другой голландский красавец — режиссер Стивен Вотерлуд и его фильм «Последнее лето с Тесс» — история осознания 10-летними детьми необходимости семейных связей, этот же фильм получил еще и приз зрительских симпатий. А второй фавориткой конкурса — 12-летняя кенийка Стейси Ваверу, исполнившая роль смертельно больной девочки, мечтающей стать супергероем в фильме "Супер Модо". В номинации "Про меня" школьники отметили шведскую картину "Любители" про двух девчонок, которые решили участвовать в конкурсе на лучший рекламный ролик своего городка, конкурс выиграли городские власти, но девочки все равно продолжили снимать, потому что дело важнее приза.

Примерно этим же принципом руководствовались и участники 6 фестивальных мастерских — смыслообразующей части "Края света". Около 60 жителей Калининграда на протяжении фестивальной недели вместе с кураторами занимались изучением собственного города и самих себя.

Питерская анимационная студия "ДА!" и ее подопечные 6-10 лет сделали мультик-путеводитель по Калининграду, мастерские документального кино и документального театра изучали самый неблагополучный калининградский район — улицу Левитана, и результатом этого изучения стали документальный фильм и спектакль, сыгранный участниками мастерской на закрытии. Камера в руках позволяла участникам лаборатории заходить в жизни посторонних людей, которые рассказывали этой камере то, что, возможно, не рассказали бы и близким людям. Одна из героинь оказалась в кадре совершенно случайно — зашла в кафе, где снимали другого человека, села рядом и, плача, рассказала о горькой невозможности быть рядом с любимым человеком, который на 20 лет ее моложе. Другая героиня вспоминала, как приехала с Камчатки в Калининград за счастьем, но муж почти сразу умер, и счастье кончилось, не успев начаться. Из таких человеческих историй, которых кураторы собрали больше 60, сложился спектакль-бродилка "Учитывая каждого", где зрители путешествовали по зданию театра, как по городу, встречая, как в жизни, и грустное, и смешное, и несправедливость, и радость, и любовь. В постановке приняли участие и Евгений Стычкин с Викторией Толстогановой, и продюсер фестиваля Алексей Агранович, который сыграл монолог сотрудницы соцзащиты, которая искренне помогает десяткам людей, но не может наладить контакт с собственной дочерью.

Учитывая каждого: как фестивальный проект «Край света» пришел на Запад

Победители конкурсаУчитывая каждого: как фестивальный проект «Край света» пришел на ЗападПобедители конкурсаУчитывая каждого: как фестивальный проект «Край света» пришел на Запад

Победители конкурса

Название спектакля "Учитывая каждого" придумалось в процессе постановки, но оно идеально подошло бы как слоган фестиваля, который пришел в Калининград не развлечь аудиторию, а действительно учесть каждого, поговорить о каждом и помочь каждому разобраться с собственными вопросами. За неделю фестиваль посетили около 8000 человек. На церемонии закрытия обнимались и прощались в слезах, как после отличной смены в пионерлагере.

"У нас сегодня будет крутая вечеринка, такую вечеринку мы с вами проведем еще не раз", —

пел Кирилл Иванов, участники мастерских танцевали на сцене, а губернатор Калининградской области — 32-летний Антон Алиханов сказал со сцены, что после такого успеха вопрос о проведении второго фестиваля, конечно, не стоит, а мастерские должны работать круглый год.

В финале придумавший эту крутую вечеринку Алексей Агранович сообщил, что фестиваль решили не закрывать. Все гости переместились в легендарный калининградский клуб "Вагонка" на концерт СПБЧ, куда несовершеннолетние были приглашены с родителями, но фестиваль, кажется, на время отменил конфликт поколений, поэтому счастливы были все.

Автор: Елена Слатина

Евгений СтычкинКино

Источник

Последние новости