1. Арам Хачатурян написал "Танец с саблями" за восемь часов.
Непосредственно накануне премьеры балета "Гаянэ".
Впрочем, очевидца с секундомером при композиторе не было, но смысл прост - он создал это произведение за вечер, в один присест, - говорит режиссер.Сам композитор недолюбливал "Танец", он называл его "мое шумливое дитя". К другим своим произведениям он, вероятно, относился с большей нежностью, но получилось так, что "Танец с саблями" их так или иначе затмил. Хачатуряну было неприятно, что его в дальнейшем стали узнавать именно по этому произведению.
Фрагмент балета "Гаянэ"
2. Произведение "Танец с саблями" было написано по приказу.
"Танец" не был запланирован ни либреттистом, ни балетмейстером, ни самим Хачатуряном. Это было распоряжение "сверху". Приказ дирекции театра вызвал тогда сильнейшее раздражение у композитора, которому пришлось в готовый спектакль "Гаянэ" добавлять еще один, пятый по счету танец. С эстетической точки зрения композитор счел пошлостью такой, сугубо зрелищный, подход к музыке.
Таким образом, одно из известнейших в мире произведений было написано фактически из-под палки, - поясняет Юсуп Разыков.
Российско-узбекский режиссер Юсуп Разыков на съемках фильма "Танец с саблями"
3. Сценарий к фильму вынашивался пять лет.
С одной стороны, необходимо было досконально изучить ту эпоху, в которую жил Хачатурян: детство в Тифлисе (ныне - Тбилиси), его жизнь в Советском союзе, эвакуация в годы Великой Отечественной войны. С другой стороны, важно было понимать все своеобразие сложной личности Хачатуряна и его фигуры в советском культурном пространстве. В этом автору картины помогали дом-музей Хачатуряна в Ереване, театр оперы и балета им. Спендиарова, а также и сын композитора - Карен Арамович Хачатурян.
Мне повезло найти в биографии Хачатуряна такие вещи, о которых мало кто знает и которые даже вызывали споры, - вспоминает Юсуп Разыков. - Когда я писал сценарий, установка была на максимальную фактическую точность, за исключением, пожалуй, двух-трех персонажей, которых я выдумал.
Актеры Арман Навасардян в роли друга Арама Георгия, Вероника Кузнецова в роли влюбленной в гения балерины Сашеньки и Алексей Назаров в роли неопределившегося с отношением к композитору саксофониста Аркадия4. Актера на главную роль нашли не в Армении, а в Москве, в театре "Мастерская Петра Фоменко".
На кастинге, проходившем в Ереване, Юсуп Разыков отсмотрел около 30 кандидатов, "но никто не подходил, все было "не туда". В результате роль предложили успешному театральному актеру Амбарцуму Кабаняну.
Амбарцум, невероятно творчески сосредоточенный человек, с диким интересом отнесся к предложенной работе. Он очень внимательно меня слушал и буквально "впитывал" все. В его герое я видел человека закрытого, погруженного в музыку, из которой его постоянно "выдирают". Мне хотелось создать образ человека, полностью существующего в облаке звуков, которых никто, кроме него, слышать не может, - вспоминает режиссер.
Амбарцум Кабанян в роли Арама Хачатуряна5. Съемки в Ереване совпали с "Бархатной революцией".
Балетные сцены, сцены внутри театра снимали в театре им. Спендиарова, который предоставил съемочной группе свое помещение на целых пять дней. Эти дни пришлись на весьма неспокойное время.
Мы попали в пламя революции, мы не высыпались, потому что на улице все бушевали, - вспоминает Юсуп Разыков. - Подвозить костюмы и реквизит к театру было практически невозможно, потому что на улицах была масса народу, и улицы попросту перекрывали. Вокруг клокочет Ереван, там революция, а тут мы снимаем кино. Мы были замкнуты в театре Спендиарова и окружены. Потом неожиданно революция победила. И произошло это ровно в тот день, когда закончились съемки. Там уже победоносные сирены, миллионы ликующих людей на улицах, забитые кафе. Из-за постоянного шума, который было невозможно приглушить, команде пришлось переозвучить все сцены, снятые в театре им. Спендиарова, потому что отснятый материал оказался бракованным: крики, сирены и прочие посторонние звуки отложились на рабочей фонограмме.
Сцена в театре им.Спендиарова, Ереван
6. В фильме воссозданы неизвестные эпизоды со знаменитыми современниками композитора.
В сценарии есть сцена встречи Хачатуряна с его добрыми друзьями - скрипачом Давидом Ойстрахом и композитором Дмитрием Шостаковичем, когда они навещают своего друга в госпитале.
Нужно сказать, что на самом деле это произошло в феврале, а не в ноябре, и не в Перми, а в Екатеринбурге (Свердловске), где Хачатурян в начале войны работал на радио. Но это их встреча в эвакуации, равно как и другой эпизод - когда они играют на рынке для простых людей, - комментирует Юсуп Разыков. - В действительности это случилось при других обстоятельствах: они втроем ехали на поезде в Свердловск - и их обокрали, не оставили даже продуктов, а ехать предстояло еще недели полторы-две и нужно было чем-то питаться. Поэтому кто-то из них - кажется, это был Ойстрах, - предложил играть на полустанках и зарабатывать музыкой. И так они и продержались: выходили с инструментами, играли на перронах зимой.
Скрипач Давид Ойстрах (Александр Ильин-младший) и композитор Дмитрий Шостакович (Вадим Сквирский)
7. Природе Армении в фильме отдана важная роль.
Сцены из детства Хачатуряна снимали в Дилижане, близ Еревана. В течение повествования возникают то захватывающие панорамные виды гор, то "волшебный сад", в котором вырос Арам.
Красота Армении не позволяла обойтись формально с экранизацией воспоминаний композитора, - говорит режиссер. - Биография получила развитие во всех направлениях. Мы даже девочку назвали Гаянэ - первая, еще неосознанная, любовь мальчика, связанная все же с некоторой долей горечи (перец, который они едят под кроватью) - это все экстраполяция в то, из чего вырастает художник.
Маленькие Арам и Гаяне - съемки в Дилижане
КиноМузыка
Читайте также
Последние новости