70 лет назад в Париже официально открылся Модный дом Dior. HELLO! вспоминает творческий путь Кристиана Диора.
Мне кажется, пришло время разобраться с тем противоречием, которое существует между мной и моим сиамским близнецом, который преследует меня с тех пор, как я стал Кристианом Диором. Я хочу, чтобы все знали - мы с ним из разных миров,
- писал Диор на пике славы. Он настаивал, что "знаменитый кутюрье Диор", которого преследуют так, будто он кинозвезда или сам Уинстон Черчилль, - это просто роль, неожиданно ставшая частью его жизни. А сам он - полная противоположность. Каким же был "настоящий" Диор?
Он родился в буржуазной французской семье и очень этим гордился. Вырос в небольшом городке Гранвиль, в доме, окруженном цветочным садом. Обожал свою мать, типичную представительницу исчезнувшей после Первой мировой войны Прекрасной эпохи, и унаследовал от нее любовь к цветам и духам с ароматом ландыша. Никогда не был женат, но как никто чувствовал женскую красоту. Мечтал стать архитектором и держал в юности картинную галерею в Париже. Любил хорошую кухню, увлекался гаданиями на картах Таро и был преданным другом. Ненавидел публичность и считал, что полноценная жизнь может быть только где-нибудь в тихой французской провинции - среди цветов и колокольных перезвонов церквей...
Диор-дизайнер трудился до изнеможения и мог заснуть прямо на рулоне ткани во время работы. Доводил до обмороков моделей многочасовыми примерками и до совершенства - каждую деталь. Рисовал по сотне эскизов в день и видел платья буквально повсюду: в формах цветов, деревьев, камней - даже там, "где их нет и не может быть". Выпускал ежегодно по 1000 моделей и устраивал из показов эффектные шоу с живыми цветами. Считал, что красота превыше всего, в том числе удобства, и вернул в женские гардеробы корсет - для формирования "нужного силуэта".
Диор существенно удлинил юбки и расходовал на каждую до 40 метров ткани. Всегда улавливал, "что хочет женщина", и при этом считался "диктатором в мягких перчатках" - за то, что устанавливал жесткие модные стандарты. Первым стал продавать лицензии на использование своего имени и наладил производство сопутствующих товаров - от духов и чулок до нижнего белья и обуви.
Дизайнером он стал почти случайно: в начале 1930-х его состоятельная семья вмиг потеряла все сбережения, и, чтобы зарабатывать на хлеб, он стал рисовать эскизы платьев и шляп для журналов. Мало-помалу он "дорисовался" до места модельера в парижском Доме моды Робера Пиге, а в 1946 году, после знакомства с текстильным магнатом Марселем Буссаком, смог открыть собственный Дом.
Это будет маленький Дом для узкого круга, с небольшим количеством мастерских, которые возродят лучшие традиции швейного дела. Шить будут только высочайшего класса мастерицы... Мой Дом будет напоминать вовсе не завод, а мастерскую средневекового художника,
- описывал свою мечту Кристиан Диор.
Как теперь известно, уже первый показ, состоявшийся в феврале 1947 года, получил слишком громкий резонанс для "средневековой мастерской". Платья-цветы с зауженными до 50 сантиметров талиями и пышными юбками в форме распустившихся бутонов поразили послевоенный мир как красотой, так и щедрым расходом тканей: в то время они все еще продавались по талонам!
Женщины, привыкшие за годы войны к перешитым из униформы жакетам и унылым юбкам до колена, были сражены: Диор, как опытный психолог, заглянул им в душу и вернул ощущение радости жизни и желание быть красивыми. Именно поэтому название New Look, "Новый взгляд", которое дала коллекции американская журналистка Кармел Сноу, оказалось более популярным, чем изначальное Corolle ("Венчик цветка"), которое придумал сам Диор.
Теперь он был обречен на постоянное соревнование с самим собой - чтобы превзойти собственный успех. Оно продлилось еще десять лет, до самой его смерти. К этому времени "маленький Дом" с 24 сотрудниками превратился в империю с 28 мастерскими и филиалами по всему миру. Но главное - проработав в моде чуть больше десяти лет, Диор уловил саму ее суть. Ее назначение не только в том, чтобы делать женщин красивыми, - она должна дарить радость. Или, как говорил он сам, "мода - это не просто ярмарка тщеславия, это право человечества на роскошь и счастье".
Читайте также
Последние новости