Следующая новость
Предыдущая новость

Культподход: как Данила Козловский и Константин Хабенский стали режиссерами и что за кино они сняли

19.04.2018 21:24

Культподход: как Данила Козловский и Константин Хабенский стали режиссерами и что за кино они сняли

Смена роли в рамках актерской профессии заложена в самой природе лицедейства: тут вам и постоянное чередование образов, и примерка масок, и тасование характеров. Смена роли в рамках кинематографа вообще, да еще и в сторону режиссуры, - другая история. С одной стороны, у такого "сменщика" - известного актера, решившего стать режиссером, - за плечами опыт работы на площадке. С другой, вагон скепсиса и ожиданий от тех же коллег и зрителей - когда завышенных, когда наоборот. Карт-бланша обычного дебютанта тут не бывает: этих актеров уже знают, от них сразу чего-то ждут. Ну, а если этот "дебютант" решается еще и сыграть в своем первом большом кино - ставки удваиваются.
Примеров актерско-режиссерских карьер в современном российском кино (90-е и дальше) немало, и практически все они удачные. Владимир Машков и Ролан Быков, Михаил Козаков и Рената Литвинова. Наконец, Федор Бондарчук и Никита Михалков. Все сплошь известные люди, которым удалось не то чтобы сменить профессию, но словно бы играючи приплюсовать в резюме к одной должности другую. Правда, в последнее время к списку одаренных в обоих областях никто не торопился присоединяться. В этом году на две площадки начали работать сразу две известные персоналии российского кино: Данила Козловский выпускает свой режиссерский дебют "Тренер", а Константин Хабенский - свой проект "Собибор". Два разных фильма с двумя разными темами и два актера, которые... не собирались изначально их снимать. Как это произошло?

Выход в прокат: 19 апреля

О чем

Неудачно забив пенальти на решающем мачте, известный бомбардир Юрий Столешников (Данила Козловский) в мгновение ока оказывается списанным со счетов. Игроки провинциального ФК "Метеор" из Новороссийска, над которыми он взял шефство, - его единственный шанс для перезапуска карьеры. Правда, подопечные Столешникова стабильно продувают матч за матчем и слава Зидана или Месси им не грозит. Но новоиспеченный тренер не отчаивается и продолжает надеяться, что под его руководством "Метеор" таки пробьется в премьер-лигу, тем самым заново открыв для него дорогу в большой футбол.

С чего все начиналось

По признанию актера (а также режиссера, продюсера и соавтора сценария) Козловского, изначально им двигали актерские амбиции. А именно - давнее желание сыграть футбольного тренера, показать не только премудрости популярного вида спорта, но и его закулисье, свой особый спектакль, который разворачивается на бровке во время каждого матча. Единомышленники нашлись быстро, а вот желающие взять на себя роль ведущего такого амбициозного проекта - нет. Так, друг и коллега Данилы, режиссер Павел Руминов, идею одобрил, но предложил тому взяться за фильм самому. Дальше в дело вступил принцип "хочешь сделать хорошо - делай сам". Козловский лично прорабатывал все сцены, правил сценарий, искал финансирование, подбирал актеров и лично же встречался с каждым при утверждении на роль - был везде и всюду. Лично же режиссер Козловский утвердил и актера Козловского на главную роль:

Я понимал сразу что, хочу сам это играть. Это мое убеждение: если нет ярких ролей, которые тебе предлагают сыграть, значит надо садиться и писать самому.

Тут, как говорится, и не поспоришь.

Культподход: как Данила Козловский и Константин Хабенский стали режиссерами и что за кино они сняли

Двое: Я и моя тень

Как договариваются режиссер и актер на площадке, когда это один и тот же человек? По словам Козловского, поначалу "обоим" пришлось непросто:

Не было человека, который мог ко мне подойти и сказать: "Дань, вот так и так, здесь хорошо, здесь плохо. Здесь поправь, здесь уточни". Было несколько раз, когда я на автомате подбегал к плейбэку и ждал, что ко мне подойдет режиссер и скажет как надо.

Если исполнитель главной роли в "Тренере" и нуждался в каких-то указаниях, то режиссер-Козловский чувствовал себя на площадке более уверенно. Причина: в прошлом он уже пробовал свои силы как продюсер, а значит про самое главное в кино - где взять деньги на проект мечты и как ими правильно распорядиться - знал не понаслышке.
До "Тренера" я как продюсер сделал несколько картин, и, как мне кажется, это правильный опыт для любого режиссера. Ты должен точно понимать, каким инструментарием ты обладаешь для того, чтобы решить свои художественные задачи. Очень полезно каждому режиссеру пройти продюсерскую школу и не думать, что все продюсеры - пошляки или разрушители твоих больших художественных затей и ничего не понимают. На самом деле, кинопроизводство в России - вещь очень сложная, денег часто не хватает, а при этом есть мировые стандарты, которые достигаются гораздо большим бюджетом. В этом смысле продюсерский цех пытается быть изобретательным: за свои 3 рубля снять конкурентоспособное кино.

Культподход: как Данила Козловский и Константин Хабенский стали режиссерами и что за кино они сняли

Команда превыше всего

Помимо изобретательности и творческого запала третьим "китом" для основания "Тренера" стала кооперация. Кино, как мы помним, процесс коллективный, а значит, многие решения на площадке принимались сообща. Например, свой вклад в развитие персонажа Вари - возлюбленной главного героя - внесла актриса и режиссер (и настоящая девушка Козловского) Ольга Зуева. Примечательно, что именно Ольга была утверждена на проект последней: режиссер долго сомневался по поводу ее кандидатуры.

В какой-то момент уже съемочная группа и мои партнеры стали убеждать меня брать Олю, так как она была самая точная и лучшая... Но я понимал, с каким предубеждением могут отнестись, когда ты утверждаешь на роль главной героини свою девушку. И очень рад, что в итоге у нас замечательная Варя в исполнении Оли.

Банально, но факт: за футбольной командой и ее тренером на экране стоит такая же команда за кадром. Правда, вместо бомбардиров, защитников и вратарей на съемочной площадке под руководством тренера-Козловского совершали ходы уже художники по костюмам, оператор, монтажер, гримеры, актеры и еще сотня-другая нужных и важных людей.

Я никогда не понимал, почему на премьерах так долго и подробно благодарят съемочную группу. А сейчас могу с уверенностью сказать, что главные люди - это те, кто шли за режиссером-дебютантом в очень сложное путешествие - моя съемочная группа, - говорит Козловский.

Культподход: как Данила Козловский и Константин Хабенский стали режиссерами и что за кино они сняли

Что в итоге

Перфекционист до мозга костей, режиссер "Тренера" приложил руку практически к каждой детали своего первого большого кино, но не забыл о главном - команде, вместе с которой вышел на поле русского кинематографа. Получилось кино, снятое по канонам лучших зарубежных драм о спорте, но положенное на российские реалии, без фокуса на столице, которым грешит каждый второй русский фильм. Фильм без напускного ура-патриотризма, заряженный пафосом личного характера - наверное, так и стоит снимать кино о самом народном виде спорта в стране.

"Собибор"

Культподход: как Данила Козловский и Константин Хабенский стали режиссерами и что за кино они сняли

В прокате: с 3 мая

О чем

Из историй лагерей смерти, созданных во время Второй мировой войны, незаслуженно забытой остается короткая "биография" польского Собибора, действовавшего с мая 1942 года по октябрь 1943-го. Именно в этом лагере 14 октября 1943 года произошло единственное успешное крупное восстание заключенных с последующим побегом, которые возглавил советский офицер Александр Печерский (его играет Константин Хабенский). О том, как готовился рискованный побег и что стало с его участниками - в кино, которое выходит в год 75-летия восстания.

С чего все начиналось

Про подвиг беглецов из "Собибора" снимал документальную картину француз Клод Лацман, выпускал художественный фильм с Рутгером Хауэром британец Джек Голд. Но в России - при всем количестве посвященных этому периоду фильмов - подобная тема изучена не была. Рассказать о не самом очевидном случае предложил глава Фонда Александра Печерского Илья Васильев, чья книга "Александр Печерский: прорыв в бессмертие" и легла в основу сценария. Чуть позже продюсеры будущей картины Эльмира Айнулова, Мария Журомская и Глеб Фетисов привлекли к участию в проекте Константина Хабенского. Они же уговорили исполнителя главной роли пересесть в режиссерское кресло, логично предположив: раз актер настолько погрузился в процесс и горит проектом, он вполне может стать и режиссером.

До этого мне казалось, что я был не готов вести такой проект. Да и в целом я не собирался заниматься режиссурой, но подумал, что попробовать нужно, раз есть такая возможность. Видимо, сказался в целом большой опыт в кино: я ведь много фильмов смотрю, общаюсь с режиссерами, операторами и коллегами по площадке и вижу процесс изнутри. Или, наверное, пришел какой-то свой особый физический и жизненный возраст для того, чтобы выдохнуть, выплеснуть все, проверить свои режиссерские амбиции на прочность, - говорит о своем решении Хабенский.

Кадр из фильма "Собибор"

Режиссер и худрук

На самом деле Константин до этого уже сидел в режиссерском кресле и не раз - правда, лишь в качестве гостя: отсматривал рабочие моменты картин, в которых принял участие, обсуждал творческие решения с коллегами. В общем, "стажировку" перед первой пробой в большом кино прошел. И выявил для себя основные ориентиры:

Главное при подготовке к съемкам было понимание, чего я хочу: а) от себя б) от коллег с) изображения. Наверное, эти три составляющие и являлись для меня главными в этой ситуации.

Еще одним "ориентиром" стал художественный руководитель проекта Андрей Малюков, автор таких исторических сериалов как "Григорий Р.", "Мосгаз" и режиссер фильма "Мы из будущего". К его советам и прислушивался Хабенский во время съемок:

Не думаю, что я режиссер-диктатор. Конечно, у меня есть свое видение, без этого не стоило бы начинать снимать. Но я старался прислушиваться к мнению коллег. Мне кажется, ни одно ценное предложение из тех, что звучали на съемочной площадке или около, не пропало просто из-за моего упрямства.

Кристофер Ламберт в фильме "Собибор"

Не локальная история

Одно из основных проявлений режиссерского видения "дебютанта" Хабенского - желание выйти за пределы одной географической точки, сделать кино не про лагерь, но про то, что этот лагерь создало.

Да, на экране Вторая мировая и Великая Отечественная война, но история, произошедшая именно в этом лагере смерти, раньше затронута не была. Поэтому мне показалось, что в эту воду можно войти. В итоге у нас получилась не локальная история - хоть мы и отталкиваемся от одного места - но и рассказ мифологического характера, с ассоциациями, метафорами. Ведь мы говорим о вещах, которые происходят на протяжении всего существования человечества. Мне кажется, небесполезно лишний раз напомнить об этом и пояснить, что такое война и что значит не дорожить тем, что мы живем в мире.

Раздвинуть геополитические границы помог и международный состав картины: в роли немецких офицеров снимались актеры из Швеции, Голландии, Германии. Роль начальника лагеря сыграл американский актер Кристофер Ламберт, которого можно скорее назвать противоречивым героем, а не полноценным злодеем, показанным с преувеличенным негативом. Все пробы иностранные актеры проходили по скайпу, и утверждал их лично режиссер. С российской же стороны в фильме приняли участие Мария Кожевникова, Михалина Ольшанска и Гела Месхи.

Что в итоге

Над созданием "Собибора" трудились многочисленные научные консультанты, привлекались к участию родственники выживших беглецов и семья самого Александра Печерского. Но привлекает в картине, как замечает сам режиссер, не столько историческая правда, сколько правда личная, свой взгляд на произошедшее. Побег из лагеря смерти на экране превращается в исторический триллер, историю жесткую и не столько развлекательную, сколько держащую в напряжении почти на всем протяжении просмотра.

Источник

Последние новости