Уникальная "космическая станция" прибыла из России в Италию на двух грузовиках - 17 тонн металлических конструкций, которые предстояло собрать, как пазл. Выставка "Новый полет на Солярис" стартовала по расписанию, и ей аплодировала вся Флоренция. Выставку можно увидеть там до 28 августа, а позже она приедет и в Москву.
Город, где творили Микеланджело и Данте, украсить или удивить трудно, но Музею AZ это удалось. Выставка "Новый полет на Солярис" открылась в палаццо Сан-Фиренце - здании, где находятся музей и фонд другого знаменитого флорентийца, кинорежиссера Франко Дзеффирелли. Здесь же, во Флоренции, последние годы жизни провел и Андрей Тарковский.
В барочное пространство огромного зала "вписаны" столь узнаваемые интерьеры космической станции из "Соляриса": художник-постановщик Геннадий Синев воссоздал их в виде трех нефов. И в центральном из них место алтаря символично занял круг экрана - там демонстрируется видео-арт, основанный на редких материалах, связанных с творчеством Тарковского. А космический корабль-храм наполнен работами его современников - советских художников-шестидесятников, которых в СССР так же, как и Тарковского, не признавали, ломая судьбы и жизни. Но "рукописи не горят" - и Музей AZ, названный по имени "русского Матисса" Анатолия Зверева, поставил цель вернуть имена, наследие и значение создателей советского Ренессанса.
Выставка, как и фильм Тарковского, расширяет сознание, проясняет смыслы, связывает эпохи и вызывает на диалог о главном в своей собственной судьбе. О том, как искусство способно изменить жизнь, лучше всего спросить у директора Музея AZ Наталии Опалевой.
Вице-президент банка, деловая и успешная женщина, как-то она купила на выставке в "Манеже" женский портрет Анатолия Зверева. А немногим позже познакомилась с той, кто изображен на картине, - другом художника, профессором ВГИКа Полиной Лобачевской.
Лобачевская и подсказала идею создания музея Зверева и советских художников-нонконформистов.
Я принимала решение не очень долго, но это были серьезные размышления, ведь я понимала - жизнь изменится навсегда, - рассказывает Наталия Опалева. - Одно дело - в свое удовольствие собирать коллекцию, это только твои радости и разочарования. Создание музея - ответственность совсем другого рода. Это публичность, постоянное доказательство себе самой и окружающим верности того, что делаешь. Но прошло уже четыре года, и я ни секунды не пожалела.
Наталия любит выражение "мода на культуру". Ей нравится, что сегодня наблюдается настоящий музейный бум. Что она может поднять такие огромные проекты, как трилогия по Тарковскому, провоцировать фантазию своей команды, привлекать лучших специалистов. Она не ставит себя в ряд знаменитых русских меценатов начала ХХ века, которые в немалой степени определяли судьбы искусства, но по существу задуманного и сделанного уже таковой является. "Новый полет на Солярис" Опалева очень хочет показать в Москве. Говорит, нужно только найти правильную площадку, палаццо Сан-Фиренце на родных просторах. Будем надеяться, что у Музея AZ снова все получится.
Читайте также
Последние новости