В самом центре столицы, на Яузе, в партнерстве с ювелирной компанией Swarovski открывается первый в современной России частный оперный театр — Московский оперный дом. Репертуар классический, но в модном ныне иммерсивном формате.
Еще два года назад режиссер Александр Легчаков, как и пушкинский Германн, задавался пресловутым вопросом: "Что наша жизнь?" — и даже не думал, что его смелое превращение классической оперы Чайковского в бродилку по старинному особняку перерастет в собственный театр. За это время опера-променад "Пиковая дама" не только получила Национальную премию "Онегин" в номинации "Событие. Оперное притяжение", но и, как и положено постановке мистической повести, обросла загадочными историями и таинственными происшествиями. "В начале второго сезона у нас загорелась комната с книгами, — вспоминает исполнитель партии Германна Григорий Голицын. Как-то во время спектакля включилась система пожарной безопасности и гудела без остановки. Было жутко, но мы продолжали петь, а зрители молчали, хотя и понимали, что происходит что-то не то". Софье Ефимовой Графиня) запомнилось, как одну из сцен ей пришлось играть без электричества: "Помощники режиссера быстро нашли свечи и поставили их перед зеркалом. Это было очень круто — живой огонь, ведьма, мистическая символика".
Не менее загадочным вышло и сотрудничество с австрийской ювелирной компанией Swarovski. Контракт подписан, украшения для актеров подобраны, два сезона отыграны, а в мае этого года австрийцы представляют коллекцию осень-зима‑2019/20 Tarot Magic, в которой присутствуют символы Таро. И вот в нынешнем сезоне образ графини дополнен серьгами, перстнями и колье с элементами в виде карточных мастей, а пиджак Германна украшен запонками в форме пик — и неважно, что там: тройка, семерка или туз.Елена ЛукашРустам Касимов, Екатерина ЛукашСофья Ефимова
Стоит сказать, что мистику в постановку нередко вносят и сами артисты: этим они могут не только удивить, но и напугать зрителей. "Я очень люблю находиться в живом общении с залом, — рассказывает Софья Ефимова. — Зритель может удивиться, испугаться, рассмеяться. Как-то, когда сцена была закончена, а я в костюме графини стояла и ждала, пока гости перейдут в другую комнату, одна женщина подошла ко мне и спросила: "Можно с вами сфотографироваться?" Что я могла сделать? Я просто повернулась и смерила ее суровым взглядом. И подруга ей говорит: "Она тебя слышит! Она на тебя презрительно посмотрела!"
Другим же актерам иммерсивность дается сложнее. Например, Екатерина Лукаш, исполняющая партию Полины, уверена, что "отключиться от зала и эмоций зрителя — это высший пилотаж для актера". "Для меня каждый наш спектакль это преодоление, потому что зритель находится на расстоянии вытянутой руки и своей энергетикой может перебить твой настрой, — говорит Лукаш. — Ария Полины — одна из самых сложных для меццо-сопрано. Раньше по тому, насколько хорошо ты можешь ее исполнить, принимали в Большой театр. Эта постановка не предусматривает никаких движений, и ты остаешься наедине со своим голосом рядом с полусотней человек".
Несмотря на необходимость постоянно выходить из зоны комфорта, Екатерина Лукаш не задумываясь согласилась на новый спектакль Александра Легчакова оперу "Иоланта". В истории о слепой принцессе Лукаш исполняет партию кормилицы Марты, которая, по замыслу режиссера (и вот уже первое отступление от классической постановки), надела на глаза повязку, чтобы ощущать мир так же, как ее подопечная.
"Если в "Пиковой даме" присутствовали гарнитуры и оркестр, то в "Иоланте" мы поем без микрофонов и подзвучки", — говорит Рустам Касимов. Он играет отца Иоланты, короля Прованса Рене, а в "Пиковой даме" у него была небольшая роль друга Германна — Сурина.
Создавать образ короля призваны и украшения Swarovski. Так, Рустам Касимов примерит аксессуары из коллекции Polar Bestiary: мощный браслет-кафф в форме песца, коктейльное кольцо и идеально соответствующую образу короля имперскую подвеску в виде белого медведя. Рыцарю Водемону, раскрывшему Иоланте тайну ее слепоты, Swarovski приготовил украшения из коллекции Sunshine, которые, как следует из названия, выполнены в виде солнца, символизирующего все то, что прежде было неведомо принцессе.
Одним из исполнителей партии Водемона станет Григорий Голицын, который, по его словам, очень органично ощущает себя в иммерсивной подаче классической оперы. "Когда я ходил в театр как зритель, мне всегда хотелось находиться там, рядом с актерами, быть причастным к происходящему на сцене, а не просто сидеть в зале, — вспоминает он. В наших постановках
актеры существуют в одном клубке со зрителями, у которых есть огромное желание быть вовлеченными".
Что делать, если зритель зевнет во время представления, глядя прямо в глаза актеру? Все артисты в один голос утверждают, что такого с ними еще ни разу не было. А вот если вдруг творческий запал начинает угасать, то им на помощь приходит Александр Легчаков, который всегда находится рядом во время спектаклей. "Юрий Любимов в театре на Таганке, когда понимал, что на сцене что-то шло не так и садился градус, выходил в зал и с галерки подавал актерам знак фонариком, — проводит параллель Голицын. — Саша Легчаков сам, как светящийся фонарик, всегда ходит среди зрителей, чем дает нам колоссальный заряд".
Кстати, Легчаков для своего Московского оперного дома уже готовит новые премьерные спектакли: Метель" на музыку Георгия Свиридова, "Савитри" Густава Холста и Детский альбом» Петра Чайковского. Похоже, этому театру осталось совсем немного, чтобы собрать выигрышную комбинацию. Софья Ефимова и Екатерина ЛукашГригорий Голицын"Я не провожу различий между Германном Пушкина и Чайковского. В обоих случаях он погибает как личность" /Григорий Голицын/
ТЕКСТ: Майя Балабанова,
Стиль: Мария Колосова,
Продюсер: Ольга Закатова,
Макияж: Роман Мокрогузов , Анна Завгородняя/L’Oreal Paris,
Прически: Даниела Лупашку, Виктория Быкова/L’Oreal Paris,
Ассистент фотографа: Юлия Воронцова,
Ассистент стилиста: Алина Салимова
Благодарим культурное пространство Troyka Multispace за помощь в организации съемки
Читайте также
Последние новости