Считанные дни остались до российской премьеры исторической драмы Алексея Учителя "Матильда", повествующей о романе последнего русского императора Николая II и прима-балерины Матильды Кшесинской. Почему было сложно найти подходящую одежду для царя, где снималась сцена коронации, почему съемки проводились во дворцах исключительно ночью и как творческая группа довела до слез музейных работников - все это и не только в 10 фактах, которые собрал HELLO.RU в преддверии 26 октября, даты выхода фильма в прокат.
В своей масштабной картине "Матильда" режиссер обращается к сложному историческому периоду рубежа XIX – XX веков. Он размышляет о времени больших перемен, в котором было место и для большой любви. Действие охватывает несколько лет - от знакомства будущего императора с Кшесинской в начале 1890-х годов и до момента коронации Николая с супругой Александрой Федоровной в 1896-м.
Съемки "Матильды" стали одними из самых масштабных для новейшего российского кино. Основной декорацией, которой художники-постановщики посвятили несколько месяцев работы, стал Успенский собор, где снималась сцена коронации Николая II. Съемочной группе предлагали снимать в реальном Успенском соборе Московского Кремля, но от этой идеи отказались. Площадь собора 28 на 28 метров, для нужд съемочной группы была построена декорация площадью 36 на 36 метров.
Изначально сценарий для фильма "Матильда" написал Андрей Геласимов, он был полностью сконцентрирован на Матильде Кшесинской. Алексея Учителя больше интересовала личность Николая II. Было принято решение переработать сценарий, за обновленную версию взялся автор мокьюментари "Каменный мост" о расследовании убийств и самоубийств детей сталинской элиты в 1943 году - писатель Александр Терехов. Благодаря Терехову, кроме исторических персонажей в "Матильде" задействованы и вымышленные герои.
Терехов - именно тот человек, который способен внести долю фантазии в череду исторических событий. Благодаря ему у нас в фильме есть мистически-детективная линия, за которую отвечает герой Данилы Козловского, - рассказал Учитель.
Подготовка к съемкам заняла полтора года, которые ушли не только на построение декораций и организацию масштабных съемок, но и на поиск исполнительницы роли Кшесинской. Группа отсмотрела больше 300 актрис, но ни одна из них не смогла совместить в себе актерские навыки с необходимой для роли Матильды пластикой. В итоге главная женская роль досталась молодой польской киноактрисе, скрипачке, певице и писательнице Михалине Ольшанской. Роль Николая II в фильме исполнил немецкий актер Ларс Айдингер.
Алексей Учитель во время репетиций очень долго настраивал нас так, чтобы между нами была определенная химия, которая возникает между влюбленными. И несмотря на то, что я женат, а у Михалины есть молодой человек, мне кажется, нам удалось эту химию воплотить на экране, - отметил Ларс.
Съемки проводились в Юсуповском и Константиновском дворцах, в Екатерининском и Александровском дворцах Царского села. В последних снимались в основном дворцовые интерьеры, кабинеты и спальня Николая II. Почти все съемки там проводились ночью, поскольку днем эти объекты работают как музеи.
Евгений Миронов, который играет директора Императорских театров Ивана Карловича проявил себя не только как талантливый актер, но и как надежный партнер. Во время съемок Михалина Ольшанская подхватила грипп и лежала с температурой 39, отказываясь разговаривать со съемочной группой, Миронов стал единственным, кому удалось уговорить актрису выйти на площадку.
Сложнее всего оказалось одеть исполнителя роли Николая II Ларса Айдингера, который по сюжету почти все время ходит в военном мундире. Дело в том, что современное сукно совершенно не подходит для военных костюмов. Удивительно, но в исторической драме "Матильда" можно будет увидеть джинсовую куртку и даже джинсы.
Во время первого в России киносеанса, который устраивает Николай II, на него набрасывают куртку. Джинсовая ткань существовала еще с начала XIX века, правда в Америке. Но мы допустили мысль о том, что она могла попасть и к нам. И это была такая рабочая куртка, которая, в принципе, существовала. А в джинсы одет брат Николая. Вообще таких вещей, которые могли бы существовать, очень много. Мы узнавали о них не только из царских дневников, но и из дневников фрейлин, - рассказала главный художник по костюмам Надежда Васильева.
Подходящий для будущего императора голос искали долго и тщательно. Режиссер отслушал десятки кандидатов, прежде чем остановился на актере Максиме Матвееве, который из-за плотного графика долго не мог пройти пробы. В итоге он и озвучил героя.
Музыку для фильма написал известный американский композитор Марко Белтрами, работавший над такими картинами, как "Опасные игры", "Росомаха: Бессмертный", "Война миров Z" и многими другими.
Ингеборга Дапкунайте, с которой Алексей Учитель работал впервые, выступила в роли матери будущего императора Марии Федоровны. А отца главного героя - императора Александра III - сыграл Сергей Гармаш, что поначалу не казалось очевидным выбором ни Алексею Учителю, ни самому актеру.
Я долго думал, но в итоге выбрал Сергея Гармаша, хотя вроде бы у него такое простоватое лицо, но его органика, способность к перевоплощению удивительны, - отметил Учитель.
Без эксцессов во время съемок не обошлось - cъемочную группу выгнали из Александровского дворца, а сотрудницы музея плакали.
В Александровском, любимом дворце Николая II, мы снимали проход с министрами. Рельсами там пользоваться нам не разрешили, поэтому камеры передвигали вручную. А в зале, где снимали, стояла большая ваза на постаменте. Во время репетиций мы провозили камеру восемь раз, и все было хорошо. Как только начали снимать, на втором дубле, не рассчитали и немного задели постамент. Женщины, сотрудницы музея, которые там работают десятки лет, буквально зарыдали. Прибежал директор, нас выгнали, составили акт, выставили счет за реставрацию, - рассказал Алексей Учитель.
Читайте также
Последние новости