Тренд повального увлечения сериалами, настигший нас в начале 2010-х, исправно дает свои плоды. Если раньше большой звездой можно было стать после громкой кинопремьеры и значимой роли в масштабном голливудском блокбастере, то теперь такой кузницей кадров стало телевидение. Яркий тому пример - британец Бенедикт Камбербэтч. До 31 года актер добросовестно снимался на родине в костюмных драмах и комедиях, отыгрывал сложные партии на пятерку с плюсом и... благополучно миновал все значимые церемонии наград вроде "Золотого глобуса" или BAFTA и внимание прессы в принципе. Эпоха забвения закончилась, когда его утвердили на главную роль в современную телеадаптацию "Шерлока Холмса".
Знаменитый английский сыщик в интерпретации Камбербэтча превратился в стройного интеллектуала с черными кудрями и в синем пальто, который одним своим присутствием в кадре поднимал интеллектуальный уровень всей сцены. Казалось бы, всего лишь какой-то грим, парик и ставшая крылатой фраза Smart is the new sexy ("Ум - новая сексуальность", - прим. ред.) - но Бенедикт сразу попал. И на то самое ТВ, и в заданный образ, и в миллионы сердец телезрителей, вернее - будем честны - телезрительниц. Все сошлось.
Реакция не заставила себя долго ждать: за наградами в сериале "Шерлок" последовали пробы в Голливуде, номинация на "Оскар" и съемки в ведущих fashion-изданиях. Обратная сторона этой медали? Помимо миллионов фанаток, которые дерзко именуют себя cumberbitchies (вы правда не хотите знать перевод этого слова), Бенедикта теперь неотступно преследует тень сыщика Шерлока. Или - если быть точнее - образ уставшего от жизни интеллектуала-социофоба, которого актер в разных вариациях изображал последние пять лет во многих своих фильмах. Новый громкий проект актера, сериал "Патрик Мелроуз", как раз и обзывали в преддверии премьеры "новым Шерлоком". Интеллектуал с мятущейся душой - есть, разговоры по душам с самим собой - в наличии. Но, как показали уже первые (из пяти) серии "Мелроуза", это совсем другого поля ягода и история куда более глубокая, чем кажется со стороны. Что это за сериал и почему он хорош не Камбербэтчем единым - в разборе.
Патрик - не Шерлок
Резкий, дерзкий и обаятельный Патрик Мелроуз - яркий представитель британской аристократии. Он сорит деньгами налево-направо, путешествует от одной сердобольной любовницы к другой, а когда ему звонят с сообщением о кончине отца, почему-то особенно не расстраивается от этого факта. На дворе 80-е, за телом почившего Патрику нужно отправляться в Нью-Йорк, но на уме у него совсем другой трип: в глубины собственного подсознания, куда он доберется при помощи алкоголя, валиума, героина и кучи других не названных в кадре веществ. По пути разгромит люкс дорогого отеля, устроит несколько скандалов и, то и дело впадая в не самое радужное прошлое, пустится в рассуждения с самим собой на разные голоса.
Так начинается первая серия "Патрика Мелроуза". Да, можно сказать, что Бенедикт в первой серии проекта дает Шерлока (который также любил зарыться в чертоги собственного разума), и нет, в данном случае это не плохо. Если приглядеться, то за фасадом словесных перепалок и ужасающе прекрасных приходов Мелроуза можно разглядеть истинное положение дел - внутренний надлом и драму, которые главный герой пытается прикрыть шелухой из роскоши и алкоголя пополам с героином. В чем, собственно, причина страданий? Короткие флэшбеки в первой серии явно дают нам понять, что виной всему - детство, откуда, как мы помним, происходят все проблемы. Жестокий отец, алкоголичка-мать - стандартный сценарий. Или все же нечто большее?
Врожденный порок
Разумеется, обычной жестокостью ничего не заканчивается. Это становится понятно уже из коротких экскурсов в прошлое, которые мы видим в первой серии. Не показывая самого главного, режиссер "Патрика Мелроуза" Эдвард Бергер дает понять: с маленьким Патриком в детстве произошло то, что теперь принято называть словом "абьюз". Сексуальное насилие, преподнесенное отцом Патрика в виде наказания.
Детская травма выводит сериал на абсолютно другой уровень - тот, что превращает остроумную историю о наркомане в настоящую трагедию человека, который не может отпустить прошлое. Эта же травма ставит "Патрика Мелроуза" в один ряд со скандалами современности: историями о пережитом насилии, которые волнуют море актуальной повестки дня чуть ли не каждый день. И волнуют не просто так: проблема насилия - и физического, и психологического - этот, кажется, врожденный порок современности сегодня встал перед нами в полный рост. На примере внешнего благополучия главного героя - он при деньгах и женщинах, а значит, не о чем беспокоиться, - можно увидеть, как далеки от нас бывают истинные причины поведения людей. И как много скелетов может прятаться в шкафах за красивыми фасадами.
Реальная трагедия
Особый трагизм этой истории придает тот факт, что она абсолютно реальна. "Патрик Мелроуз" - экранизация серии книг британского писателя Эдварда Сент-Обина, который и сам в детстве пережил насилие со стороны отца. В попытке осмыслить произошедшее он написал серию романов, которые и стали основой для сериала. По книге на каждую серию из пяти - в такой пропорции и экранизирован "Мелроуз". Причем второй том "Плохие новости" превратился на экране в первую серию.
"Однажды в книжном я случайно наткнулся на роман Обина "Неважно", буквально проглотил его и после этого покупал каждую его новую книгу", - рассказывает о своем знакомстве с писателем режиссер "Мелроуза" Эдвард Бергер. Два года назад он узнал, что эти книги планируют экранизировать, и тут же вписался в проект. Тогда же произошло и его реальное знакомство с Сент-Обином.
Я спросил его, что он хочет передать аудитории при помощи экранизации, - говорит Бергер, - и он ответил: "Чувство свободы от цепей прошлого". Я думаю, что это способен испытать каждый. Мне не нужно быть богатым или переживать насилие, чтобы понять, что иногда человеку бывает очень сложно освободить себя от заданных в прошлом ограничений.
По следам Фитцджеральда
Книги Сент-Обина режиссер сериала неоднократно сравнивает с произведениями своего другого любимого писателя, Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда. Умопомрачительные вечеринки, девушки в блестящих платьях и мужчины во фраках, и вокруг всего этого - налет неизбежного упадка и разрушения. Декорации "Патрика Мелроуза" в чем-то действительно перекликаются со знаковыми произведениями автора "Великого Гэтсби". Правда, вместо ревущих двадцатых в книгах (и сериях) представлены сразу несколько временных периодов, этапов взросления главного героя.
С каждыми из заданных временных рамок создатели "Мелроуза" обошлись по-своему, превратив эпизоды в целые фильмы, автономные по стилистике и тону повествования. Свое время - свои цели и задачи. Первый эпизод "Плохие новости" - отголоски лихого монтажа из картины Дэнни Бойла "На игле", героиновые трипы и бирюза шикарного отеля в Нью-Йорке, который методично разносит главный герой. Второй, "Неважно" - тот самый налет Фитцджеральда, с блеском буржуазии, большими деньгами, большими домами и полной пустотой внутри. И наконец третья серия - ожидаемый упадок, начало 90-х и грядущий закат британской элиты, какой ее знал мир до прихода нового времени, в котором голубая кровь и герб уже не имеют значения.
Что будет дальше - станет понятно очень скоро. В следующие два воскресенья на сервисе Amediateka появятся две заключительные серии проекта.
Знакомые все лица
"Мелроуз" - бенефис Бенедикта Камбербэтча, и это трудно отрицать. Уже одна сцена "диалога" с телом отца в первом сезоне может стать отличным поводом для номинации актера на очередную телевизионную награду. А таких эпизодов в сериале затем будет еще множество. Патрик страдающий, разъяренный, скороговоркой перечисляющий названия блюд высокой кухни, проходящий все стадии избавления от зависимости... Не роль, а подарок для актера.
Но в этих декорациях солирует не он один. Начиная повествование с истории главного героя, создатели "Мелроуза" попеременно направляют луч прожектора на каждого из тех, кого он знал при жизни. Свои пять минут получат не только отец (в потрясающем исполнении австралийца Хьюго Уивинга) или деланно-равнодушная мать, которую играет актриса Дженнифер Джейсон Ли. Короткие, но емкие портреты будут и у гостей в доме родителей Патрика, и у любовницы его дяди, которая отчаянно пытается выбиться в люди, и даже у самой принцессы Маргарет. Выписывая всех этих героев, нам живописуют не столько канувшую в небытие эпоху, сколько модель общества вообще и отношений в семье в частности. Дети, на которых наплевать родителям, мужья, которые вроде и не собирались, но изменяют женам, дочери, которые, поднявшись на самый верх, скидывают вниз по социальной лестнице собственных матерей - здесь у каждого свой маленький секрет и слабое место, и никто не однозначно плохой или хороший.
Не самая жизнеутверждающая картинка. Зато - полноценная, честная, рассказанная без излишнего морализаторства и с английским остроумием. Нет, он не Шерлок - "Патрик Мелроуз", вопреки названию, не о человеке вообще, а проблемах всего общества в целом. Тем и ценен.
Последние новости