Следующая новость
Предыдущая новость

Илья Авербух: "Сын посмотрел на меня и спросил: "Ты же был чемпионом мира?"

28.10.2018 15:13

Илья Авербух:

Илья, почему вы спустя год решили снова показать в Москве ледовое шоу "Ромео и Джульетта"? Будут ли внесены какие-то новшества в постановку?

В прошлом году были премьерные показы, а нынешними я подвожу определенный итог, не планируя больше показывать спектакль в Москве в ближайшие три-четыре года. Когда мы начали выстраивать наш гастрольный тур, делая акцент на октябрьские выступления на исторических площадках в Arena di Verona и Турине (в ледовом дворце, где в 2006 году проходили XX зимние Олимпийские игры), то мне показалось, что очень важно будет вернуться в Москву. Несмотря на то что сейчас появилось много различных ледовых шоу, жанр нашего спектакля "Ромео и Джульетта" все равно стоит особняком. Это не детский спектакль, не развлекательно-новогодний, а самодостаточное (не побоюсь этого слова) произведение искусства. И мне хочется, чтобы все желающие имели возможность увидеть наш спектакль. Что касается изменений, то нет смысла за ними гнаться, поскольку сила спектакля именно в том, что это уже отлаженный механизм, в котором каждый нюанс доведен до совершенства.

Октябрьские гастроли шоу в Италии на сцене античного амфитеатра Arena di Verona в рамках фестиваля "Русские сезоны" прошли в каких-то мега-экстремальных условиях… Обошлось без последствий? Можно было предположить, что погода устроит такой сюрприз?

Последствия были только положительные - прекрасные отзывы итальянцев и всех прочих гостей. Мы надеялись, что непогода нам не помешает, но такая вероятность, конечно, была, ведь площадка Arena di Verona расположена под открытым небом. Шоу было застраховано, но очень хотелось, чтобы в нашем случае страховка не сработала. И, слава богу, страховая компания выиграла в этой дуэли, несмотря на то что за несколько часов до начала шоу пошел очень сильный дождь. Он ожидался по прогнозу, но мы надеялись, что ветер заставит его пройти стороной. Дождь должен был начаться в два ночи, потом его перенесли на 10 утра, потом на два часа дня, и казалось, что он миновал… Но в пять вечера дождь начался и усиливался с каждой минутой – в семь шел уже абсолютной стеной.

При всем героизме российских чемпионов работать при таком дожде было бы невозможно, и уже встал вопрос о переносе шоу на следующий день, но к началу спектакля в 21.00 дождь прекратился, небо Вероны посветлело. Первое отделение мы отработали при нормальной погоде, к началу второго снова пошел дождь, который стал дополнительным спецэффектом к тем драматическим событиям, что происходили на сцене. Но все фигуристы были уже на кураже, и когда мужчины обнажили свои торсы (сюжет подразумевает жару), зрители просто взревели, так это было красиво.

Вы решили вдохнуть новую жизнь и в новогоднее ледовое шоу "Щелкунчик и Мышиный король", оно теперь будет называться "Щелкунчик на бис". И впервые пригласили к сотрудничеству легендарную Татьяну Тарасову. Как появилась эта идея и каковы ее функции в обновленном шоу?

Наши пути с Татьяной Анатольевной никогда не пересекались в спорте, но со времен "Ледникового периода", начавшегося в 2006 году, мы с ней связаны неразлучно. При этом мы никогда не занимались совместным творчеством. Мне показалось, что сейчас пришло время. Тем более если говорить о "Щелкунчике", то его Татьяна Анатольевна самостоятельно ставила не раз, в различных версиях. У нее есть свой взгляд, а у меня - своя база и свое понимание. В силу того, что в образе Мышиного Короля в спектакле будет занят ее любимый ученик Алексей Ягудин, то у них наконец снова будет возможность поработать вместе. Я думаю, что это даст определенные ощущения. Да, это спектакль, который уже был показан в Москве, но Татьяна Тарасова точно внесет в него что-то новое. Будут внесены различные изменения, в качестве героев добавятся Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас, которые покажут новые номера. Тем более с первого показа прошло два года и те дети, что смотрели его тогда, уже выросли, подросли новые юные зрители.

Татьяна Анатольевна сразу согласилась?

Конечно, она взяла паузу. Посмотрела видеоматериалы того спектакля, что показывался, и сразу внесла корректировки. Татьяна Анатольевна очень жадный до работы человек. Работа – ее жизнь, ее силы, ее мотивация проживать каждый новый день. Она не раз говорила мне, что если у меня будут предложения, то она с радостью готова работать. Основные ее функции в шоу – хореограф-режиссер. Она укажет мне те моменты, которые, на ее взгляд, нужно усилить, и мы вместе будем их исправлять. Работа начинается уже сейчас, а показы пройдут в новогодние праздники.

Татьяна Анатольевна человек с уже сложившимся мнением, довольно яркого темперамента, она может тебя обожать и боготворить, а может высказывать безо всяких обиняков свою позицию, за что ее любят и уважают. Она - человек, редко идущий на компромиссы, но с точки зрения сотрудничества работать с ней одно удовольствие. Татьяна Тарасова обладает колоссальным опытом, который, конечно же, немножко давит на тебя, и ты вряд ли сможешь перечить ей. Но, уверен, мы найдем золотую середину.

Каково вам работать с таким количеством олимпийских чемпионов? У всех сложные характеры, разные отношения друг с другом, к каждому нужен особый подход. Приходится быть психологом?

Я постарался объяснить ребятам, что поодиночке все они великие и прекрасные чемпионы. Но если мы хотим творческого долголетия, чтобы иметь еще и возможность кормить свои семьи, мы должны создать один общий уникальный проект. Возможно, личные амбиции уйдут немного на второй план, но зато общая планка всего проекта будет гораздо выше, что позволит не разово эксплуатировать титулы (которые со временем все равно будут угасать в связи с тем, что появятся новые чемпионы). И нас будут любить не за прошлые достижения, а за то, что мы все - участники одного очень большого и цельного события. И ребята меня слышат и понимают, хотя у всех, конечно, свои амбиции. Но практика показывает, что я в данной ситуации прав, иначе бы мы не продержались вместе 15 лет и не стали бы командой успеха. Ведь тот же Алексей Ягудин, как и я, закончил выступления еще в 2002 году. И при любых других раскладах наши имена были бы уже только в исторических хрониках, а у нас сейчас ощущение актуальности абсолютное! А все потому, что за нами стоят не только титулы, но и одно большое, цельное и значимое дело.Илья Авербух:

Могу сказать, что у нас сейчас золотой век ледовой шоу-индустрии, я уверен, что очень нескоро сможет еще собраться команда такого уровня, которая обретет еще и такой колоссальный опыт актерского мастерства на льду, который к ребятам пришел благодаря телевизионным проектам.

У вас сейчас ведь и конкуренция довольно серьезная. Теперь не только с Евгением Плющенко, но и с Татьяной Навкой, которая раньше выступала в ваших шоу, а теперь делает собственные. Как получается делить территорию и артистов у трех конкурирующих компаний?

Конкуренция – это в любом случае позитив для зрителя, который получает выбор. С точки зрения бизнеса это, конечно, усложняет задачу, потому что так или иначе круг любителей фигурного катания этого жанра очерчен определенным количеством поклонников и он делится между всеми. Часть людей, идущих на премьеры, конечно, приходят на новые проекты той же Татьяны Навки, у которой в прошлом году была очень массированная рекламная кампания, она просто "выжигала" поле. Каждый из нас старается сделать свой проект, со своим лицом и своим видением. Каждый подключает все возможные ресурсы и стремления, и выигрывает от этого только зритель. А с точки зрения самого жанра он немного нивелируется, теряет свою эксклюзивность, и появляется ощущение, что Москва переполнена ледовыми шоу. Практика покажет, кто останется на плаву, а кто переформатируется во что-то иное.

Этот год у вас юбилейный, в декабре вам исполнится 45 лет. Какие мысли посещают на пороге такого события?

Определенно - это подведение итогов. Мне самому внутренне хотелось их подвести и создать небольшое кино со всеми проектами, которые были сделаны за последние 15 лет после окончания спортивной карьеры. Это очень приличная дорога. И для меня именно эта часть жизни (несмотря на жизнь в спорте) является самой значимой. Именно в эти 15 лет я смог себя реализовать как хореограф, режиссер, продюсер. Для меня это гораздо важнее, чем годы моей спортивной карьеры, как бы странно это ни казалось. Очень хочется воссоздать палитру сделанного, потому что многое уже и самим подзабыто. Работа над фильмом уже началась, и я, конечно, хочу показать его в свой день рождения. Хочется пригласить и собрать на торжество всех-всех друзей. Правда, пока не знаю, в какой день будем праздновать, так как 18 декабря мы будет с "Ромео и Джульеттой" на гастролях в Алма-Ате.Илья Авербух:

Как будете отмечать? Закатите пир на весь мир?

Если честно, я практически все прошлые годы скрывался ото всех, никогда не праздновал и не отмечал юбилеев. Но я понимаю, что мы все время бежим, чтобы взять все новую и новую вершину, а хочется уже чуть остановиться и посмотреть на все, что сделано.

Вы по-прежнему живете в спортивном режиме, не тратите время на светскую жизнь и подобные развлечения?

Я не люблю это, считая подобное времяпрепровождение пустым и ненужным. Но при этом не отношусь к светской жизни как сноб. Это просто внутренняя позиция. И основная – мне жалко тратить время на публичные мероприятия и развлечения, если это не связано с продвижением какого-то моего очередного проекта. Бокал вина в свой юбилей я, конечно, подниму, но напиваться точно не буду. (Смеется).

Какие сюрпризы могут вас удивить и порадовать в день рождения?

Так или иначе, для меня работа и проекты являются вершинками, за которые я цепляюсь и которыми живу. И если вдруг в мой день рождения Первый канал сообщит, что принято решение делать шоу "Дети на льду 2", это будет для меня прекрасным подарком. А какие-то меркантильные подарки типа машин и прочего мне не нужны.

Что назовете своей главной победой, главным достижением в жизни?

Если брать глобально - то, что по окончании спортивной карьеры мне удалось не потеряться и реализовать огромное количество своих планов и мечтаний. Я смог использовать трамплин, набранный в спорте. И главное достижение, что этого я добился сам, с нуля, по крупицам собрав вокруг себя команду, которая, бесспорно, мне очень сильно помогала.

Есть ли какие-то из советов родителей, которые вам особенно запомнились? Что главное, как вы считаете, они в вас вложили?

В сухом остатке - банальная пословица, которую в меня всегда вкладывала мама, ее знает каждый, и ничего нового в ней нет: "Терпение и труд все перетрут". Не талант, а именно терпение и трудолюбие со всем справятся.Илья Авербух:

А как вы ощущаете успех? От чего получаете самую большую радость?

Я не умею наслаждаться успехом, не умею ловить момент счастья - это моя проблема. Стремлюсь к успеху, как и все, но когда он наступает, мне почему-то становится неловко. И когда все говорят "Как это здорово и прекрасно", я ощущаю искреннюю неловкость, мне кажется, что я сам вижу, что все не так хорошо, и мне хочется скрыться. Я не люблю стоять на пьедестале. Это всегда было моей проблемой и в спорте, потому что мотивация встать на первую ступеньку не являлась для меня определяющей. Мне нравится стремиться к пьедесталу, я мечтаю о нем, но когда меня ставят на него, я скорее сбегаю. Такая вот внутренняя проблема… Вкусить ощущение успеха у меня не получается.

Слова Шекспира "Враждой не стоит жить, мы рождены любить" положены в основу вашего спектакля "Ромео и Джульетта". А что вы думаете про любовь? Какое место отводите ей в своей жизни?

Если говорить именно об этих строках, то они все же более объемные. В них идет речь о любви общечеловеческой и уважительной. Наши сердца рождены не для вражды – именно об этом эти строки из спектакля. Но, конечно, у меня свое, особое видение состояния любви. Мне кажется, что на самом деле так любить, как описывали нам большие поэты, начиная с Пушкина, Лермонтова и всех остальных, дано очень немногим, единицам. Мы все пытаемся включиться в рамки этих чувств, которые нам описаны и навязаны большой литературой. Но в общем-то для такой любви на земле рождено достаточно небольшое количество людей. Не надо одеваться в эти наряды, если внутренне вас тянет к чему-то другому. Бесспорно, чувство любви каждый выражает по-своему, ищет ему синонимы и облекает в разные формы. Безусловно, существует это чувство и стремление близости к другому человеку, но выражения любви бывают абсолютно разными. Я себя отношу к людям, которые посланы на Землю не для того, чтобы дарить свою любить, это не основная их миссия. Я послан, наверное, для другого - создавать.

Есть ли у вас в планах создание семьи? Или по-прежнему на первом месте у вас работа и профессиональные амбиции?

Есть люди, рожденные для семьи, пока я не чувствую в себе этого призвания. Я уже прожил эту историю, у меня прекрасные отношения с моим сыном Мартином. Последние полтора года мы все время вместе и чувствуем себя очень органично. Для меня сын - главный человек в жизни.Илья Авербух:

Отцовская любовь рождается чуть позже материнской, уже с осознанием того, что ты видишь в мальчике некое продолжение себя. Видишь, как он неосознанно повторяет те вещи, что делал и ты, можешь его вести за собой. Мартину сейчас 14 лет, непростой возраст. Я рад, что мне пока удается гасить в нем сложные возрастные моменты протестности и самовыражения. Между нами так выстроены отношения, что мы с ним друзья-товарищи, а не учитель и ученик.

Узнаете в нем себя? Вы таким были в его возрасте?

И да, и нет. Все-таки обстоятельства жизни, в которые был поставлен я, связанные со спортом и ставящие тебя в жесткие рамки графика тренировок и подчинению одной цели – достижению спортивных результатов, очень ограничивали и сужали возможности. У Мартина они гораздо шире и формирование идет свободнее. Сейчас сын очень серьезно занимается скейтбордингом. И для его мотивации я даже сам иногда приезжаю на тренировки и встаю на эту доску, катаюсь. Вчера у нас состоялся интересный разговор, когда я сравнил ощущения катания на доске с ощущениями, когда я делаю то же самое на коньках. И Мартин неожиданно задал прямой вопрос, очень искренне: "А ты же был чемпионом мира по фигурному катанию?!" То есть когда-то он как данность воспринимал известность мамы и папы и то, за что их любят зрители. Но впервые в 14 лет, после того как я провел аналогию между доской и коньками, сын понял, что примерно в таком же катании папа был лучшим в мире! Для него это стало чуть ли не потрясением. И я впервые увидел в глазах такое уважение и восхищение! Видимо, сын осознал это, потому что сам стал стремиться к тому, чтобы стать лучшим.

Источник

Последние новости