Мальчик, который мечтал стать королем и захватил модный престол. Человек без кожи, создававший доспехи из ткани. Ли Александр Маккуин всегда был больше, чем просто дизайнер: он шил платья из пищевой пленки, создавал фильмы, фотографии и подготавливал выпуски журналов. О нем сохранилось множество воспоминаний, зачастую противоречащих друг другу. Даже документальная картина о дизайнере, вышедшая в прокат 1 ноября, похожа на калейдоскоп: собраны фрагменты из редких съемок и интервью, но слепых пятен не меньше. Многоликий сказочник от мира искусства, он открывается новыми гранями даже сейчас.
У Маккуина не было образования в сфере искусства, но именно в ней он черпал вдохновение для своих коллекций, которые часто рождались из случайно прочитанных книг и просмотренных фильмов
Как бы высоко ни поднимался он на модный олимп, пресса считала его парнем из трущоб. Ли (как называли его близкие) был из многодетного семейства в бедном лондонском районе: отец - водитель такси, мать - учительница. Но маленький Маккуин сам придумал себе биографию: он - потомок древнего шотландского рода королей, когда-то жившего на острове Скай. Страсть к историям о предках привила младшему сыну мама Джойс. Позже мечты обрели форму на подиуме: в коллекциях "Изнасилованная Шотландия" (1995 год) и "Каллоденские вдовы" (2004 год) он рвал на части тартан и воссоздавал историю разоренной англичанами страны, которую считал родиной. А в 2003-м, получая орден Британской империи из рук Елизаветы II, надел килт - шотландский король моды Александр на приеме во дворце.
Называться вторым именем Маккуин начал на заре карьеры и этим словно провел разделительную черту. По одну ее сторону стоял Ли - толстый, стеснительный парень с кривыми зубами. По другую - обаятельный Александр, с энергией маленькой электростанции и жаждой быть любимым всеми. Две стороны одной личности объединяла страсть к красоте.
Я рисовал с трех лет, а с 12 читал книги о моде. И всегда знал, что моя жизнь будет связана с этой сферой, - описывал он взросление. - Гопником из Ист-Энда меня назвали журналисты. Но ведь главное - хороший ты дизайнер или нет, а не где ты учился и вырос.
Учился Ли у лучших из лучших: в 16 лет бросил школу и ушел закройщиком к портным с Сэвил-роу. После окончил курсы в колледже искусств Central Saint Martins. Собирал деньги на обучение у родных и одним лишь упрямством открывал закрытые двери. Коллеги отмечали работоспособность Маккуина и с завистью отзывались о его редком таланте - делать выкройки на глаз или обходиться без них вовсе. Они не понимали главного: с таким воображением и чутьем ему не нужны были черновики. Он резал "по живому".
"Я не создаю одежду, чтобы подчеркнуть нежность женской натуры. В моих нарядах женщины должны выглядеть сильными". Коллекция Александра Маккуина "Это всего лишь игра" (весна-лето-2005)
Однажды он сказал, что на Сэвил-роу кроил пиджаки для принца Чарльза и как-то вшил внутрь подкладки изображение мужского полового органа. Такая выходка была в духе Маккуина, но сделал ли он это на самом деле - неясно до сих пор. В 2001 году они встретились: Чарльз, награждавший Александра на British Fashion Awards как лучшего дизайнера, не пролил свет на тайну.
Подкладки Ли распарывал всегда: докапывался до нутра вещи, чтобы узнать, как она сделана. И относился так не только к одежде. Создавая дебютную коллекцию "Джек-потрошитель преследует своих жертв", читал книги об убийствах, штудировал анатомические справочники. А на подиум выпустил девушек в разорванной одежде с кровавыми подтеками. От вида его моделей публика приходила в ужас, называя дизайнера женоненавистником. Он же отвечал им:
Меня интересует то, что происходит у людей в голове, то, в чем никто не хочет признаваться.
Он мог придумать коллекцию за несколько часов, а перед выходом модели на подиум перекроить готовый наряд...
Препарировать табу Маккуин брался не эпатажа ради. Перед каждой коллекцией он вспарывал подкладку личных травм. Насилие в семье (муж старшей сестры Маккуина растлил восьмилетнего мальчика), страшный диагноз ВИЧ, настигший его в начале нулевых, - по-настоящему он проговаривал эти темы лишь на подиуме.
...Так, белоснежный комбинезон Евы Герциговой в итоге превратился в боди Givenchy
У него было много любовников, но ни одни отношения не переросли в любовь. Он никому не доверял, а по-настоящему был близок лишь с двумя женщинами - матерью Джойс и стилистом Vogue Изабеллой Блоу. Последняя связалась с Ли после его дебютного шоу и захотела скупить все вещи с показа. В лице Блоу Ли нашел подругу, вторую мать и покровителя.
Для Иззи он стал храбрым рыцарем,
- говорил муж Изабеллы, Детмар.
Свою даму сердца, как и моделей, этот рыцарь одевал в сложносочиненные жакеты и узкие юбки, платья из шелка и металла.
В этих нарядах трудно ходить, но ты чувствуешь себя всемогущей,
- говорили они. Публика могла считать героинь Маккуина жертвами - сам Ли видел в них воительниц, для которых одежда становилась броней. Жаль только, что таких крепких доспехов не нашлось для него самого.
Он руководил Givenchy, после ушел в Gucci. У него были особняки по всей Британии, коллекция предметов современного искусства и состояние в 20 миллионов фунтов. Мечты о карьере сбылись, но с вершины модной индустрии Ли увидел всю ее подноготную. В 2009 году на показе коллекции "Рог изобилия" в центр подиума он поместил часть одежды прошлых сезонов, превратив ее в мусор, - словно показывал свое презрение к миру, где вещи штамповали затем, чтобы на следующий день выкинуть.
В наряды он вшивал свою ярость,
- говорили про Маккуина. Он часто добавлял в платья и костюмы что-то от себя: собственные волосы, найденные на прогулке ракушки, памятные вещи - отдавался моде без остатка. Гасил тревожность наркотиками, похудел и перекроил тело под модные стандарты. Цеплялся за друзей и беспорядочные связи и все меньше кому-либо доверял. В 2007-м Маккуин лишился Изабеллы Блоу: она покончила с собой. Через три года от болезни скончалась его мать. За день до ее похорон не стало его самого.
"Мода должна освобождать вас, а не заключать в рамки. Именно на подиуме сбываются все мечты"
В предсмертной записке он просил заботиться о собаках, единственных существах, которые его "любили безвозмездно". И завещал родным похоронить его на острове Скай, возле шотландских предков. Там Ли поставили памятник с цитатой из Шекспира, повторявшей его татуировку: "Любовь глядит не разумом, а душой".
В личной жизни Маккуин предпочитал мужчин, но доверял только женщинам. Подругу Кейт Мосс он поддерживал даже на подиуме, во время своего показа, когда после кокаинового скандала от нее отвернулся весь мир. Про другого своего верного друга - маму Джойс (на фото) - говорил просто: "Она дала мне все"
Лишь главный завет остался невыполненным. В интервью Маккуин не раз говорил, что бренд Alexander McQueen уйдет вместе с ним. Но - король умер, да здравствует король! Теперь у руля стоит его бывшая ассистентка Сара Бертон.
Что сказал бы он про скорость, с которой индустрия несется сегодня от одной коллекции к другой? Как отнесся бы к тому, что про него делают не только документальное кино, но и игровое, и скоро снимут первый байопик? Скорее всего, Маккуин напомнил бы современникам, что мода для него всегда была искусством и никогда - коммерцией. И что кино он очень любил. Одна новость, впрочем, его наверняка бы повеселила. Молодой дизайнер Тина Горянк собирается вырастить из ДНК кутюрье его кожу и создать из нее коллекцию. Красота есть во всем, как говорил сам Маккуин.
Кейт Мосс
Читайте также
Последние новости