Скромные двери ювелирного салона, расположенного в исторической усадьбе между Поварской и Большой Никитской, ничем не выдают того великолепия, что скрывается за ними. Но стоит переступить порог - оказываешься в удивительном мире гипсовых барельефов и анфилад. На стенах фотографии героев разных эпох, вдохновляющих хозяина шоурума, антикварные гравюры и работы Кошлякова; у окна - старинный столик для вышивания, раньше обитавший в Версале, а теперь выполняющий функции витрины.
Увы, не все удалось восстановить - сделал реставрацию того уровня, который был возможен, - сетует Петр, разливая по чашкам Императорского фарфорового завода ароматный чай. - Очень помогла моя подруга Ольга Томпсон - она воспроизводит традиционные русские ткани на французских мануфактурах. Вот, полюбуйтесь шторы "Народы России" ее дизайна.
В прошлом стилист глянцевых съемок, организатор мероприятий, фотограф, художник, а теперь один из главных мастеров российского ювелирного искусства, Аксенов - свой человек в московском свете уже не один десяток лет. И тем не менее все, что он делал и делает, будь то эпатажные коллажи с надгробиями fashion-брендов, портреты звезд в образах сказочных персонажей или украшения, ловко "поженившие" золото с эмалью, стоит отдельно, особняком, - на страже русского стиля в самом глубоком его понимании.
Основной причиной того, что я стал ювелиром, был поиск ремесла, которое бы воспевало и подчеркивало красоту моей родной страны, - объясняет Петр. - По своей натуре я не художник, который творит в стол, - я ремесленник: мне нравится создавать то, что применимо в жизни. То, что носит декоративный характер, но в этом характере много души - моей души, частичку которой я передаю вместе с изделием другому человеку.
"В 90-х я, как и многие в России, увлекся западническими идеями, но быстро понял, что это не мое"
Любовь к душе российской, как известно, загадочной и непостижимой, у Петра с детства - родители воспитали. Сын известного фотографа Юрия Аксенова и реставратора и иконописца Ларисы Шеховцовой, Аксенов вырос среди картин, книг и икон.
У нас в семье все было традиционно. Церковные праздники: яйца на Пасху, колядки на Рождество, березовые ветви на Троицу, соблюдение постов. Путешествия по России, походы в Третьяковку и Русский музей, дворцы Петербурга каждое лето. В отличие от многих детей, знавших Шишкина по настенному ковру и конфетам фабрики "Рот Фронт", я изучал русское искусство полноценно - изучал и обожал.
Вероятно, в этом и кроется ответ на вопрос, терзающий каждого, кто сталкивается с Аксеновым лично. Окладистая борода, идеально выглаженный костюм-тройка с пришпиленной брошью, напоминающей артефакт из царской сокровищницы, туфли с гербами - не имидж, не конъюнктура. Все это будто зашито в его ДНК и потому так органично передается его работам, формируя ключевые образы и само понятие современного русского стиля, не имеющего ничего общего с лубком и китчем.
Все началось в 2012-м, с фотопроекта "Русские сказки": Аксенов превратил артистов балета в персонажей Васнецова, Островского, Бажова. Сарафаны, кокошники, косоворотки... Не хватало деталей, которые делают образ.
Я нашел идеальные локации в Коломенском и на Соловках, одолжил костюмы в Большом и на "Мосфильме" - русская сказка по крупицам писалась у меня на глазах, и только украшения стали камнем преткновения,
- вспоминает Петр момент, когда неожиданно лицом к лицу встретил "то самое" ремесло. После съемок перстни и серьги, созданные Аксеновым для проекта, разлетелись по городам и странам, а сам он задумался о производстве драгоценностей всерьез:
Внезапно я понял, что профессия ювелира гениальна: она позволяет быть мужчиной, который зарабатывает деньги, и одновременно воспевать историю России.
Идеальная формула любви и блистательный баланс творчества и бизнеса.
Украшения Axenoff Jewellery - набор самобытных кодов; каждое - со своей изюминкой. Серьги "Мирослава" и "Аленка" отсылают к произведениям Васнецова и Врубеля, брошь-орден "Орел" - дань уважения принцессе Фике, будущей императрице Екатерине II, серьги-полумесяцы "Зарема" навевают воспоминания о "Бахчисарайском фонтане". Некоторым такие изделия кажутся избыточными и малоприменимыми к актуальному дресс-коду. Петр возражает:
Есть места, где подобные украшения уместны: на семейных торжествах, в храме на Пасху, на премьере в Большом.
Неудивительно, что среди почитателей бренда - Мария Виноградова, Элеонора Севенард и другие артистки балета, а еще светские дивы, актрисы, дизайнеры, художники. Однажды увлекшись русофильскими идеями Аксенова, они вскоре разделили его ценности и стали проводниками русского стиля, соратницами и музами.
Героини нашей съемки не исключение: актриса Марина Александрова, певица Сати Казанова и бизнесвумен Снежана Георгиева чувствуют себя в шоуруме ювелира как дома, сочетают эмалированные броши с косухами в повседневной жизни и "выгуливают" драгоценные пасхальные яйца - подвески на модные мероприятия.
Снежанна - очень творческий человек с прекрасным вкусом, но для меня она прежде всего миссионер, - признается в любви своим музам Петр. - То, что она делает для России, а именно - возрождает промысел виноделия в Крыму, переоценить сложно. Сати с первого взгляда очаровала меня тем, что, работая в шоу-бизнесе, она сохраняет самобытность и духовность. А еще у нее огромное сердце.
"Я стараюсь собирать вокруг себя только тех людей, которые разделяют мои ценности".
(Марина: серьги, Axenoff Jewellery; костюм, Ulyana Sergeenko; бра, Intimissimi; туфли, Manolo Blahnik. Сати: платье, Chapurin; туфли, Christian Louboutin; тиара, браслет, кольцо, все - Axenoff Jewellery. Снежана: платье, Gucci; туфли, Christian Louboutin; серьги, чокер, брошь, все - Axenoff Jewellery)
Дружба с Мариной Александровой - и вовсе отдельная история. Готовясь к съемкам второго сезона проекта "Екатерина", где она исполнила роль императрицы, актриса увидела в титрах британского сериала "Война и мир" имя создателя приглянувшихся ей украшений - и написала Петру Аксенову в Instagram. Впоследствии ее героиня "облачилась" в украшения ювелира, а она сама стала для него близким человеком и единомышленницей.
Сотрудники BBC тоже нашли Аксенова сами:
Посмотрели на сайте изделия, написали письмо, приехали в шоурум.
Здесь-то, в усадьбе Долгоруковых, все и сошлось:
Они огорошили меня тем, что экранизируют "Войну и мир", я их - тем, что этот особняк считается прототипом дома Ростовых.
Дальше - еще одна сказка из тех, что так привлекают Петра. Он создал более 30 украшений для героинь картины - от Наташи Ростовой в исполнении Лили Джеймс до Анны Павловны Шерер, которую сыграла звезда "Секретных материалов" Джиллиан Андерсон. Венки, тиары, камеи, кольца и серьги авторства Аксенова блистали на балу Ростовых в эфире ВВС в 2016-м по обе стороны Атлантики, продажи за рубежом росли в геометрической прогрессии:
Только представьте: до прихода Axenoff Jewellery американцы, оказывается, не видели в украшениях эмали!
Эмали Аксенова в США настолько популярны, что американский Vogue несколько лет подряд включает его в топ-10 необычных дизайнеров мира - в 2018-м Петр занял на этой доске почета второе место.
В России бренд тоже развивается - открывает светский салон в Петербурге, запускает свадебную и мужскую линии, продвигает молодежное направление:
Конечно же, мы всегда будем делать тиары и ожерелья, в которых можно пойти на бал. Но бал - это эксклюзив для узкого круга людей, да и сама бальная культура сейчас абсолютно нишевая, а нам нужно расти.
В декабре Петр Аксенов открыл светский салон в Петербурге - на Адмиралтейской набережной. Здесь он каждый месяц проводит тематические вечера: литературные, поэтические, музыкальные
О балах Петр знает не понаслышке: пышные вечера, которые он регулярно организует в обеих столицах, становятся яркими светскими событиями.
Идея проведения балов выросла из конкретной задачи - показать людям, как и куда можно носить наши изделия,
- объясняет ювелир. Он участвует в подготовке торжества, как и в создании именных украшений, на каждом этапе, не просто разрабатывая концепцию и занимаясь оформлением, но и помогая приглашенным соблюсти дресс-код, сшить подходящий наряд, разучить мазурку, наконец. Как настоящий художник, он не упускает ни единой детали - это вообще его жизненное кредо. Любое мероприятие, будь то дружеские встречи на Пасху, Рождество или клиентский день в его ювелирном салоне, - изысканное празднество, где каждая салфетка подобрана в тон сервизу и свернута единственно возможным, согласно аристократическому этикету, способом.
Ближайший праздник состоится на этой неделе, и приглашены на него абсолютно все. 20 марта в Историческом музее на Красной площади откроется выставка "Ювелирные украшения Axenoff в сериале "Война и мир" - вплоть до 9 сентября любой желающий сможет увидеть изделия, блиставшие на ВВС, и эскизы к ним.
Экспозиция расположилась в залах, посвященных войне 1812 года, - в этой атмосфере украшения заиграли новыми красками,
- делится Петр. В его творческой палитре красок не счесть, так что в успехе мероприятия сомневаться не приходится - остается лишь увидеть все собственными глазами.
Однажды, на заре Instagram, Петр написал: "Сати, вы мне очень симпатичны. Приходите в гости". Мы встретились. Прекрасная беседа у нас сложилась - увлекательная, мистическая: говорили об истории России дореволюционных лет. Петр подарил мне тогда две пары невероятных сережек: одни - в форме хамсы, защитного мусульманского амулета, с уважением к моей религии, вторые - в виде банта с жемчужиной.
"Петр покорил меня тем, что ни во что не играет - он свято верит во все, что делает. Как и я".
(Платье, Dior; серьги, бархатный чокер, Axenoff Jewellery)
За любой деятельностью человека должно стоять что-то, во что он верит, иначе его творчество пусто. Петр верит свято: почитает традиции, обряды, ремесла. Этот подход мне близок: во главе угла - духовная составляющая, из которой и рождается стилизация. Так, например, возникла новая программа моего этнического проекта Sati Ethnica, где сакральные мантры и старинные песни обрамляются электронным звучанием.
Ужасно жаль, что ушло в прошлое целое сословие - аристократия. Но, оглядываясь назад, мы можем попытаться возродить ее хотя бы в себе. Что Петр и делает - не только через украшения, но и посредством балов, которые организует. В прошлом году он пригласил нас с супругом на вечер "Доктор Живаго". Было невероятно красиво!
"Я воспитана в мусульманских традициях, но к православной культуре отношусь с уважением".
(Платье, Chapurin; туфли, Christian Louboutin; браслет, тиара, Axenoff Jewellery)
Мечтаю хотя бы ненадолго оказаться в России Николая II. Мне кажется, та эпоха была самой красивой, интересной - стык времен. И при этом самой страшной.
Воплощением истинно русского духа для меня является великая княгиня Елизавета Федоровна, причисленная к лику святых. Ее история - о смирении, сострадании, всепрощении и вместе с тем о невероятной силе.
Это было очень давно, лет 17 назад. Мы были юными, Петр работал арт-директором ресторана "Галерея", а я была его частой гостьей. Пару лет мы общались "светски", после чего стали близкими друзьями. Я считаю, что люди, которые проводят вместе каникулы, - близкие друзья.
"Петр нравится мне тем, что не стремится сделать что-то модное вне собственной философии". Снежана Георгиева познакомилась с Петром много лет назад - еще в его бытность арт-директором ресторана Аркадия Новикова "Галерея".
(Платье, Rasario; ботильоны, Christian Louboutin; колье, надетое как браслет, серьги-кисти, Axenoff Jewellery)
Знаете, вопрос даже не в стиле Петра. Вопрос в том, как Петя относится к тому, что делает. В его последовательности, ментальном подходе к теме, философии и цельности. Это всегда очень тонко, изысканно, с уважением ко времени, истории, формам, что безумно важно. И это, конечно, абсолютно русский бренд, что сейчас большая редкость и заслуживает огромного уважения.
Конечно, хотелось бы заглянуть в прошлое. Я бы отправилась во времена Александра I и Наполеона - яркие, насыщенные, интересные. Была победа, была гордость за державу. Мне кажется, это было круто.
"С джинсами и футболкой украшения Axenoff смотрятся рок-н-ролльно, с платьем - изысканно".
(Платье, Gucci; серьги, чокер, брошь, все - Axenoff Jewellery)
Если говорить в драматическом ключе, мой герой - Феликс Юсупов. Он был красив, удачлив, богат и при этом боролся за придуманную им самим справедливость, совершая опрометчивые поступки, но оставаясь достойным человеком. В общем, был достаточно противоречив, а истинно русская душа, как ни крути, полна противоречий.
Больше всего хотелось бы возродить в наше время институт достоинства и чести. Мужчины должны драться на дуэлях за женщин, а не сражаться за деньги или акции компаний.
Я увидела сериал Война и мир" на BBC и сразу обратила внимание на украшения. По титрам поняла, что их создал русский ювелир, которого я не знала. Я была на пороге съемок второй части проекта "Екатерина", посвященной расцвету императрицы после коронации. И подумала: "Ну как она расцветет без настоящих украшений?" Обычно в кино используют бижутерию, она может ничем не отличаться от исторических драгоценностей визуально, но изысканностью не обладает. Тогда я нашла Петра Аксенова в Instagram и написала огромное сообщение о том, что его изделия показывают большую любовь к нашей стране, воплощают исконно русские традиции и должны сниматься в нашем фильме.
Когда мы наконец увиделись, съемки уже стартовали и все сметы были давно утверждены. Мне ничего не оставалось, кроме как честно признаться Пете, что в качестве оплаты за его украшения могу предложить разве что себя. (Смеется.) И тогда Петр окончательно меня покорил: он просто предоставил их. Серьги с орлами, которые вы могли видеть на афише второго сезона, теперь хранятся у меня дома. Но еще ценнее то, что благодаря этой истории я приобрела очень близкого друга.
Русский стиль в ювелирном воплощении Петра Аксенова, не китчевом, не кричащем, тонком, мне близок - я с удовольствием ношу такие изделия и дарю их заграничным друзьям.
"Русский стиль в исполнении Петра - благородный, не китчевый, поэтому я ношу его украшения и в повседневной жизни".
(Платье, Rasario; колье, серьги, кольца, все - Axenoff Jewellery)
Мне комфортно в сегодняшнем времени, на том отрезке жизни, где я нахожусь. Но в путешествие в пушкинские, в екатерининские времена отправилась бы с удовольствием, чтобы взглянуть на имперскую Россию. А еще мне интересно начало XX века. Жаль, что у меня пока не было ни одного проекта, связанного с той эпохой.
Хотелось бы, чтобы потерять честь было страшнее, чем потерять деньги. Чтобы понятие "достоинство" снова стало определяющим. Именно это я пытаюсь привить детям.
Стиль: Мария Колосова. Ассистент фотографа: Александр Эмауз. Продюсер: Ольга Закатова. Ассистент стилиста: Алена Газарова. Ассистент продюсера: Елизавета Гардер. Макияж: Валерия Гурчиани. Прически: Иван Савски, Елена Шмелева/Салон окрашивания WOW
Читайте также
Последние новости