Следующая новость
Предыдущая новость

Митя Фомин о скандале с гимном Севастополя: "Если люди хотят петь, им нельзя запрещать"

05.08.2019 22:19

Митя Фомин о скандале с гимном Севастополя:

Помните, как в прошлом году все накинулись на американскую поп-диву, солистку Black Eyed Peace Ферги, которая слишком сексуально исполнила национальный гимн США на матче всех звезд NBA? Думал ли я, услышав о мировом скандале, что попаду в похожую ситуацию? Нет, но это случилось.

11 июня, накануне Дня России, я выступил с акустической программой на сцене Античного театра в музее "Херсонес Таврический" в Севастополе. Для меня этот концерт стал сбывшейся мечтой - я многие годы смотрел на Arena Di Verona, амфитеатр Pompei, где давали концерты западные артисты, и мечтал о такой площадке. А потом увидел такой же амфитеатр в "Херсонесе", случайно оказавшись на экскурсии. Идея была смелой - до меня на этой сцене не выступал ни один эстрадный артист. Я стал первым. Но ее поддержали, месяцы подготовки - и вот концерт, аншлаг, зрители в восторге, нас долго не отпускают со сцены.

Митя Фомин о скандале с гимном Севастополя:

Сбылась моя мечта, я благодарен городу. Чтобы выразить признательность зрителям, я включил в программу одну нерепертуарную песню, которую здесь все знают и любят. Гимн "Легендарный Севастополь", написанный в 1954 году композитором Вано Мурадели и поэтом Петром Градовым, воспевает город - гостеприимный, богатый своим культурным и историческим наследием, стратегически важный на карте нашей страны.

Мы с моим живым бэндом Freeugolnik выступаем с акустическими инструментами - три гитары и барабаны. Учитывая специфику жанра, мы переложили партитуру гимна на несколько партий, таким образом выразив уважение к этой крупной музыкальной форме. Мы пригласили детский хор - некрепкие звонкие голоса помогали изо всех сил. С нами на сцену вышли воспитанники Севастопольского президентского кадетского училища - это был красивый музыкальный номер. Зал встал с первых нот, и мы вместе спели поистине народную песню хором.

А потом на меня стали "шить дело"

А через неделю региональная пресса бросилась обсуждать как будто поданное на меня заявление в прокуратуру о нарушении Закона №148-ЗС "О гимне города Севастополь" с обвинением в том, что "авторская аранжировка и несоответствие тембра голоса не позволили мне выполнить требования закона".

Не поленился и закон все-таки открыл, оказалось, он разрешает исполнение песни "в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом, либо ином вокальном и инструментальном варианте", каким и является наш. И таким образом обвинение по факту свелось к тому, что я просто исполнил песню не так, как этого ожидали авторы пасквиля, которых, уверен, даже не было на концерте.Митя Фомин о скандале с гимном Севастополя:

Я даже знать не хочу, действительно ли было подано это заявление или нет, но оно заставило меня задуматься о более глубоких вещах, которые все еще остаются актуальными сегодня, несмотря на то что даже за последнее десятилетие кардинально изменилась жизнь, взгляды на культуру, право на самовыражение и интерпретацию.

Почему на вещи, которые складывались веками, некоторые из нас до сих пор не хотят смотреть под другим углом? Почему мы не мотивированы к тому, чтобы что-то менять и делать по-новому?

Сегодня гармония в неожиданном и непредсказуемом

Прогресс в любом виде человеческих достижений невозможен без ломки стереотипов. Когда на привычные вещи накладывается вето, с течением времени это мешает людям формировать новый взгляд на жизнь. В такой ситуации о каком прогрессе, развитии, о каких новых ориентирах мы можем говорить? Большинству из нас все еще очень тяжело меняться - поэтому мы не приемлем новые прочтения, другие аранжировки и иначе исполненный гимн.

Вспомните скандал в Новосибирском театре оперы и балета вокруг оперы "Тангайзер", в которой "не по назначению использовалась церковная символика"? Или демонстрации в Санкт-Петербурге против строительства небоскребов "Охта-центр" и "Лахта-центр", которые "уродуют исторический облик города"? Или требования снести новое здание Мариинского театра? Я хотел бы этих людей спросить - как же в Лондоне великие архитектурные шедевры викторианской эпохи соседствуют с небоскребом Mary Axe Нормана Фостера и Центром водных видов спорта Захи Хадид? А ведь этот город как минимум на 1600 лет старше Санкт-Петербурга! И британцев никак нельзя упрекнуть в неуважении к истории.Митя Фомин о скандале с гимном Севастополя: ФергиМитя Фомин о скандале с гимном Севастополя:

Невозможно жить в тех культурных обстоятельствах, исторических традициях, в той архитектуре, которые были уместны, когда создавались. Время меняется - меняются привычки людей, меняется культура. Пора привыкнуть к тому, что в современном мире правит эклектика! Сегодня гармония в неожиданном и непредсказуемом.

Если бы среди нас не появлялись люди, предлагающие новые (часто бунтарские) взгляды на традиционные вещи, мы бы застряли во времени. Если бы Габриэль Шанель, Жорж Санд и Марлен Дитрих однажды не надели брюки, женщины до сих пор ходили бы в юбках. Если бы не сгоревший заживо Джордано Бруно и жестоко осужденный Галилео Галилей, мы бы до сих пор думали, что земля - центр Вселенной. Если бы группа инженеров не предложила инновационный для своего времени двигатель внутреннего сгорания, мы бы до сих пор ездили на лошадях. Митя Фомин о скандале с гимном Севастополя: Марлен ДитрихЕсли бы техники разных стран на протяжении нескольких десятилетий не оставляли попытки синхронизировать картинку со звуком, мы бы до сих пор смотрели немое кино, а ведь в начале 20 века писались целые петиции о том, что звуковое кино не нужно и оно убьет кинематограф! Посмотрите, на эту тему есть прекрасный фильм "Актер". В конце концов, если бы не упразднили инквизицию, церковь продолжала бы сжигать людей. А сколько скандальных примеров, когда художники в своих произведениях смотрят на мир другими глазами? Когда традиционные оперы и балеты подлежат иному музыкальному осмыслению?

Невозможно сохранить, что имеем, не давая ему новую жизнь

Сегодня это постепенно начинает становиться нормой. Сегодня люди живут по-другому. Сегодня время исчисляется другими величинами, информация передается быстрее, приоритеты расставляются иначе. Более того, стирая рамки, расширяя границы, мы получаем возможность привлечь к традиционной культуре новую аудиторию, новые лица. Посмотрите, какой резонанс в свое время вызвал спектакль "Мертвые души" или балет "Нуреев" в Большом театре в постановках Кирилла Серебренникова, который известен самыми смелыми трактовками известных произведений, новаторскими формами! Большой вопрос, заинтересовалось ли бы в такой мере классикой молодые современники, которое только начинает формировать свой художественный вкус, если бы не прочтение Кирилла?Митя Фомин о скандале с гимном Севастополя: Кирилл СеребренниковНевозможно сохранить то, что мы имеем, не давая этому новую жизнь. Мы не должны закрываться от того, что называется эволюцией. Именно поэтому, если кто-то смотрит на жизнь под другим углом, если кто-то традиционным вещам придает новый смысл, нужно говорить ему спасибо за то, что он дает нам перспективу увидеть мир другим. Ведь так мир становится интересней и лучше!

Конфликт нового к архаичному вечный. Никто не говорит, что традиции - это плохо. Но если песня исполнена в другом жанре - это не значит, что она стала хуже. Это значит, что жанр вам не близок. Если в арсенале артиста нет оркестра, а есть желание быть благодарным городу, его истории и культуре, он имеет право исполнить песню национального наследия так, как велит ему сердце.

И знаете, мне отрадно, что есть люди, которые это понимают. Даже в моей ситуации нашлись те, кто не постеснялся высказаться в защиту, за что им спасибо.

Ведь если люди хотят петь, им нельзя запрещать. Если хотят строить - пусть строят. Если хотят носить другую одежду - у нас нет права им мешать. Если хотят давать новые трактовки - давайте посмотрим, как это будет? Кому-то это станет близко, кому-то нет, но ведь это уже выбор каждого?

Митя ФоминМитя Фомин новости

Источник

Последние новости