21 апреля Петру Федорову исполнилось 38 лет. Компанию друзей собрать сейчас нельзя, поэтому праздновать день рождения ему пришлось в изоляции. Громкую премьеру фильма "Спутник", в котором он исполнил роль космонавта Константина Вешнякова, вернувшегося на Землю с инопланетным паразитом, тоже перенесли в онлайн. Так что вместо первого зала в кинотеатре "Октябрь" зрителей позвали на цифровые площадки: more.tv, ivi и Wink, на которых картина доступна с 23 апреля. Актер, который и до коронавируса давно не появлялся на красных дорожках со спутницами, рассказал HELLO.RU, почему он так редко выходит в свет, в каких странах кроются его места силы и почему человек — не паразит.
Петя, с прошедшим тебя днем рождения, как праздновал? По Zoom?
Ну уж нет, почему это по Zoom? Честно говоря, Zoom уже лезет из ноздрей. И так интервью даю по Zoom, с коллегами общаюсь по Zoom… Я праздновал с настоящими, живыми людьми, не виртуальными. Но мы не обнимались, а соблюдали полуметровую дистанцию! В любом случае все законно, у меня есть qr-код.
Много проектов остановлено в офлайновом мире? Что делаешь дома?
Из-за коронавируса были брошены дела, съемки, командировки. Но осталась куча работы, которая не требует выхода в город. Пока наблюдаю за тем, что происходит, снимаю документальное кино на стыке с художественным и музыкальным для группы R.A.I. и просто размышляю. Очень тревожно за близких, но панике стараюсь не поддаваться. Лишь обогащение внутреннего мира может спасти от тупика и отчаяния, чем я и занимаюсь.
Что самое сложное в изоляции для тебя?
Труднее всего со спортом. Раньше я бегал по паркам, но потом их закрыли, так что, увы, сейчас это невозможно. Освоил домашнюю зарядку, но поскольку всегда комплексно подходил к этому делу, трудновато в комнате на ковре заниматься.
Кстати о ковре, в твоей ленте в Instagram очень мало фотографий с тобой, зато есть ковер, пакет и Паль, почему?
А что может быть прекраснее ковра, пакета и Паля? Я пока ничего не нашел. Найду - выложу. Да и зачем на меня смотреть без повода? Надо, чтоб мои произведения смотрели, это гораздо интереснее. И на концерты приходили… когда они будут. Там и повидаемся с теми, кто хочет меня увидеть.Петр Федоров в фильме "Спутник"
Часто актеры говорят о том, что не любят громкие премьеры, для них это просто работа. Премьера "Спутника", где ты сыграл главную мужскую роль, прошла онлайн. Признавайся, сейчас, когда нет возможности пройтись по красной дорожке, ты скучаешь по общению с коллегами и зрителями?
Я больше скучаю по общению во время съемок. И прежде всего скучаю по незавершенным съемкам - брошенным персонажам и их историям. С коллегами я люблю общаться именно во время работы. Поверь, этого хватает, съемочная площадка - огромный муравейник, который еще и передвигается. Все это довольно энергозатратная работа, после которой иногда требуется даже перерыв в общении. По дорожкам я тоже без повода не шастаю, посещаю с радостью свои премьеры и премьеры близких друзей. Так что по дорожкам я не скучаю. Главное, было бы что показывать на экране.
Сейчас многим не хватает не только возможности выйти из дома, но и поехать куда-нибудь, а тебе?
Тоже. Очень скучаю по путешествиям. Поездки необходимы человечеству. Я благодарен профессии за то, что она дала мне возможность ездить по миру, благодарен за интересные командировки по России, в которых удалось побывать.
У 70% жителей страны нет загранпаспорта. У одних просто нет возможности путешествовать, а другие не видят в этом смысла. Расскажи, зачем ты впервые покинул зону комфорта?
Для меня важно видеть мир и людей. Во время путешествий я открываю и познаю не только новые места, но и себя. Причем мне нравится ездить не только за границу, но и по России. Считаю, важно знать свою страну и понимать, где мы живем, причем не по рассказам других, а на своем собственном опыте. Безусловно, такой опыт - это богатство. Я берегу его. Помню, как решился на первое самостоятельное путешествие, наметил свой первый маршрут. После первой поездки мир расширился. Он стал казаться большим. Чем больше ездил, тем больше понимал, что он не такой уж и большой и довольно хрупкий. Благодаря путешествиям я начал больше ценить жизнь и любить все живое.
Назови твое место силы. Какие уголки на планете вызвали самые яркие впечатления? И вообще, ты из тех, кому нравится море или горы?
Когда я только начинал путешествовать, мне уже тогда претили все эти пляжи, выносные зоны комфорта и обмана. Азия вызвала самые сильные эмоции. Мне было интересно оказаться в Индии. Например, Гоа и вся остальная Индия - это разные вещи. Меня заворожили Вьетнам и Камбоджа. Что может быть лучше, чем забраться в самое сердце страны и разбираться, как там все устроено? Мне интересен контраст. Особенно социальный. После поездок в Азию я начал изучать белый мир. Понял, что он отчасти стоит на трущобах обратной стороны планеты.
Ты говоришь о людях, а как же природа?
Я заложник своей любви к северным землям. Колоссальное впечатление от Кольского полуострова. Если говорить о месте силы, то это там. С тех пор, как побывал там, не покидает ощущение, что они меня постоянно зовут. Териберка и полуостров Рыбачий - это просто Исландия, помноженная на Шотландию. Обязательно поеду туда, когда представится такая возможность.
Спутник - так в светской хронике чаще всего подписывают фотографии звезд с премьеры: он со спутницей. Что ты об этом думаешь?
Мне кажется, тут уместно прошедшее время: не подписывают, а подписывали. Я стараюсь без повода не появляться в светской хронике.
Боюсь, что так происходит до сих пор. Продолжая тему "спутниц": в кино женщины часто играют дополнительных персонажей - их жизнь вертится вокруг мужчин. Когда же девушку пытаются сделать главным героем, есть риск получить Брюса Уиллиса в юбке с мало убедительной мотивацией. Хотя сценаристы и режиссер "Спутника" - мужчины, главное действующее лицо - нейрофизиолог Татьяна Климова в исполнении Оксаны Акиньшиной, персонаж, который не появляется в кадре в платье, о личной жизни которого ничего не известно. Более того - она приходит на помощь твоему герою и спасает его. Каково это - быть спасенным женщиной на экране? Не задевает мужское достоинство?
Нет, не задевает. Я понимаю, о чем ты говоришь. Такая проблема действительно существует. Но многое меняется прямо сейчас. Уже появилась тенденция феминизации героя в кино. Мне кажется, за последние несколько лет проделано много работы в пользу женщин. Могу говорить только о себе и своем опыте. Лично я вижу вокруг себя много женщин-режиссеров. И мне это очень нравится. Женская тема все чаще стала поднимать в кино, можно сказать, что она поднялась в России с колен и вскармливается "грудью киноматерей". Думаю, у нас все будет хорошо, просто на это понадобится много времени. Стоит заметить, что эта проблема есть не только в России, но и во всем мире. Но мы с этим будем дольше разбираться, потому что в России патриархальная ментальность и генетический код. Быть спасенным женщиной, тем более такой, как Оксана, мне не претит. Она прекрасный партнер в кино. Если бы кто-нибудь спросил меня, кем бы я хотел быть спасенным, кого вызываем, я сразу скажу: "Звоните Акиньшиной!"Петр Федоров и Оксана Акиньшина в фильме "Спутник"
На мой взгляд, ключевая тема фильма "Спутник" - выбор. Как ты считаешь, у героев есть выбор? И вообще, ты фаталист или веришь в то, что у человека есть выбор в жизни?
Точно знаю, что линию судьбы можно менять…
Но?
Но только в том случае, если уважаешь некую неведомую иерархию судьбы. Я верю в то, что выбор всегда есть.
Твоему герою трудно дается выбор, но он его делает. Перед полетом в космос он узнает, что у него родился сын, но все равно улетает. Тебе приходилось делать такой выбор? Идти на компромиссы с собой и любимым человеком ради работы, жертвовать чем-то ради мечты?
Это болезненная для меня тема. Посвящая себя творчеству, я уже жертвую собой. Моим близким приходится терпеть меня и любить таким, какой я есть, влюбленным в свое дело. Это непросто. Многие не выдерживают такого количества командировок, из-за этого происходят трещины в отношениях. Моя профессия - это служба. Спектакль состоится при любых обстоятельствах, съемку отменить невозможно. Это только со стороны кажется романтикой. За этим забором много труда, слез, пота и потерь. Я в чем-то даже раб, но не могу по-другому. И это нормально. Просто надо учиться компенсировать потери и пытаться управлять жизненным потоком. Потому что кроме наших близких у нас никого нет. И все, что я делаю, я делаю ради них. Но делать надо, как для себя. Тогда и будет для всех.
Часто люди срываются на близких, а люди творческих профессий делают это еще чаще. Признавайся, есть за тобой такой грешок?
Бывает. Скажу честно, нервы подсели за годы работы, но я учусь самообладанию. Тут очень важно понимание со стороны близких людей, чтобы они не теряли равновесие, когда прилетает. Все ведь устроены по-разному. Актер не варит металл и не высекает искры. Его работу невозможно пощупать, он ведет ее внутри себя. Когда актер занят сложной ролью, он может казаться со стороны опасным, странным, недружелюбным, но на самом деле, это не имеет отношение к людям вокруг.
В "Спутнике" твой герой становится сосудом для инопланетного пассажира. Можно это трактовать как визуализацию мужских страхов перед непонятным женским телом, прежде всего связанных с тайной зачатия, беременности и родов?
Утробных образов тут довольно много, но что касается героя - его скорее ждет встреча с самим собой и своим прошлым, нежели с чудовищем. Узник души - это довольно адская вещь. И возмездие прошлого не дает ему права на будущее. Тут скорее не страх рождения, а наоборот. Это тоже первобытная зона, с довольно экзистенциальным уклоном. Ты совершенно права, он как мужчина способен понять себя, совершить поступок и, если надо, даже умереть ради жизни других. Для него идейное расширение произойдет в момент принятия решения. А для нее расширение уже в том, что она женщина, то есть она от природы наделена особой силой, чудо рождения для нее всегда рядом. Она провозглашает жизнь.Петр Федоров и Оксана Акиньшина на съемках
О женском поговорили, теперь давай о мужском. Тебе часто достаются именно мужественные персонажи. Понятно, что у каждого своя изюминка, но на твоем герое в "Спутнике" особенно ярко видна эта черта - отсутствие проговариваемости того, что внутри. Скажи, это мужская черта?
Это мужская слабость, многие беды от этой непроговариваемости. Нужно учиться проговаривать то, что у тебя внутри. Я вижу в этом спасение для всех. Причем важно искать свой способ выражения, язык, который будет понятен тому, кому ты это говоришь. Я тоже этому учусь. Вот на Руси была традиция семейной песни: когда дома происходил раздор, старший мог затянуть семейную песнь и каждый должен был подхватить. Когда слов не хватало, песнь лечила души.
Есть стереотип, что мужчины не плачут. Ты подавляешь эмоции в обычной жизни? Это хороший или плохой навык?
Не знаю, лично я плачу. За деньги, правда. (Улыбается.) А если серьезно, вся эта скупая броня хороша лишь на службе. Мужчина должен уметь контролировать свои эмоции, но скрывать их от своих любимых - это уже предательство. Подавляя свои эмоции, ты можешь угнетать близких. Многие актеры не чувствуют границу между профессией и жизнью. Мы многое тащим домой, порой не самое полезное для родных людей. Прежде всего эмоции. Поэтому мужчина должен помнить об этой границе и рудименты дня оставлять за дверью. Мужчина, как вулкан, в спокойствии тоже прекрасен. Русский мужчина - это воин с большим сердцем.
Подавление эмоций свойственно мужчинам в России?
Мне кажется, это не русская черта. У нас всегда и слезы вместе лили и на гибель шли гуртом. В России многое выражается в парадоксальной зоне смешения слез и смеха. Мы - русские, великий живой народ.
Симбиоз - так героиня Акиньшиной называет сожительство твоего персонажа и паразита. Некоторые так понимают брак, а ты? Есть люди, которые не верят в партнерские отношения, а только в то, что один паразитирует на другом.
Союз людей - вообще штука непростая и тонкая. Нельзя вот так взять и разделить людей на паразитов и не паразитов. Кому-то не хватает своей энергии по жизни, и он вынужден ее где-то подсасывать. А кто-то донором является от природы, и он просто погибнет, если не будет отдавать. Хотя сто раз видел деполяризованные отношения в запущенной стадии. Честно, хуже нет. Природой в нас заложены мощные инстинкты выживания, куда входит и доминирование, и подавление, и управление, и уничтожение, и даже самоуничтожение. Помнишь клип The Dead Weather - Treat Me Like Your Mother? Когда супружеская пара друг друга расстреливает в поле? Каждый из нас способен стать токсичным в определенных обстоятельствах. У каждого из нас внутри есть какие-то комбинации из невидимых кнопок, которые если кто-то беспорядочно нажимает, - мы можем узнать о себе то, чего даже подумать не могли. Внутри нас как добро, так и зло. Природа по-хитрому устроила человека.Петр Федоров на съемках фильма "Спутник" - фото режиссера картины Егора Абраменко
Читайте также
Последние новости