Пять лет назад в центре Москвы появилось место, где можно отвести душу интеллектуальному человеку. HELLO! поговорил с основателем Центра документального кино Софьей Капковой.
"Если работа доставляет удовольствие, то это уже не работа, а удовольствие" - так Софья Капкова могла бы перефразировать знаменитую цитату китайского мыслителя Конфуция. Она умеет мечтать и не боится стремительно менять направляющие своей жизни. Журналист по профессии, она больше десяти лет работала на российских федеральных каналах: сначала в качестве продюсера программы "Намедни", затем - шеф-редактора новостных программ на Первом канале и аналитической передачи "Итоговая программа" на НТВ, потом Софья продюсировала телевизионные документальные фильмы и пять лет назад основала в Москве компанию "Центр документального кино". В сентябре культурно-образовательный проект отметил свой первый юбилей.
Софья, сбылось то, о чем вы мечтали пять лет назад?
Сейчас можно сказать, что проект уже состоялся. Я горжусь тем, что мы делаем. Самое большое удовольствие - когда люди выходят из зала и говорят: "У вас здорово, спасибо большое". Пять лет назад мне казалось неправильным, что в Берлине или Нью-Йорке есть кинотеатры, где показывают документальное кино, а в Москве их нет.
Тогда я задумалась: а почему бы мне не сделать такой проект самой? Большинство говорило, мол, какая ерунда, зачем и кому это нужно? Но я доверяю своей интуиции. Если во что-то верю, то иду до конца. Интуиция не подвела. И через некоторое время на территории Музея Москвы, напротив метро "Парк культуры", открылся первый в России кинотеатр документального кино. Наш проект не коммерческий, поэтому ни о какой крупной прибыли речи не шло. Наша цель была другой. Мы хотели выработать у зрителя привычку смотреть документальное кино на большом экране. В первый год к нам пришло 13 тысяч зрителей, а в прошлом уже 50 тысяч. И это при том, что в нашем зале всего 90 мест.
А кто они - ваши зрители?
В нашем репертуаре нет жанровых и тематических ограничений. Тематика фильмов разная, а значит, и аудитория разная. Когда мы показывали кино про Рудольфа Нуреева, перед кассой выстроилась очередь из очень симпатичных элегантных женщин преклонного возраста. Было видно, что многие из них занимались в прошлом хореографией. Когда показывали кино про экстремалов-сноубордистов, к нам приходили ребята с досками и были очень довольны, что у нас есть гардероб, где можно было оставить сноуборды. Наших зрителей объединяет интерес к тому, что происходит вокруг, - это неравнодушные образованные москвичи, они много умеют, много путешествуют, и им нравится, что фильмы демонстрируются у нас на языке оригинала. Ядро аудитории - так называемый креативный класс: журналисты, дизайнеры, творческая молодежь и представители бизнеса.
Привлекательность ЦДК не только в репертуаре, но и в атмосфере. С одной стороны, модной, с другой - теплой, душевной. Насколько это ваша личная заслуга?
Я трудоголик, перфекционист и гиперответственный человек. Это все мои недостатки. (Смеется.) Я могу замучить не только себя, но и всех окружающих. Я действительно отношусь к зрителям как к гостям, которые приходят ко мне домой. Мне важно, чтобы они чувствовали себя комфортно. Например, мне очень хотелось, чтобы в ЦДК проходили лекции и дискуссии, поэтому наш кинозал был построен по принципу амфитеатра. Я много ездила и из каждой поездки присылала архитекторам бесконечное количество фотографий. В итоге вместе нам удалось создать это уникальное пространство. Команда Центра документального кино - это всего 12 человек. Мы понимаем друг друга с полуслова и привыкли друг другу помогать. Если администратор занят, я могу сама встать за кассу и продавать билеты, очень люблю отрывать корешки на входе в зал.
Мне нравится разговаривать с посетителями, и если я вижу, что зритель в растерянности, то с удовольствием посоветую, какому фильму отдать предпочтение. Если ты хочешь добиться успеха, должен во всем участвовать сам. И когда люди видят твое отношение, они не подводят. Я очень расстраиваюсь, когда люди чем-то недовольны. Если зритель тратит деньги и самое ценное - свое время, а выходит разочарованный, то я считаю, что это моя недоработка. Если есть какие-то жалобы, я всегда стараюсь узнать, позвонить. Мне хочется, чтобы люди возвращались.
Ваша любовь к документальному кино началась с киножурнала "Фитиль", который в обязательном порядке показывали перед художественными картинами в кинотеатрах?
Не совсем так. Я из семьи военного, до 13 лет мы мотались по гарнизонам, где никаких кинотеатров не было. Как ни странно, одно из моих первых воспоминаний о документальном кино - это фильм о женщинах, отбывающих наказание в женских колониях, который я посмотрела по телевизору. Мне было лет десять, но лица и истории некоторых героинь я помню до сих пор. Но если серьезно, в настоящее увлечение это переросло, когда я поступила на факультет журналистики. Я училась на кафедре телевидения, и мне ужасно повезло с педагогом. Уже потом, почти 15 лет спустя, вместе с журналистом и подругой Катей Гордеевой мы сняли документальный цикл "Победить рак". Для меня это была очень личная история. Я была продюсером фильма, а его главной героиней была моя мама.
Я помогала ей вести дневники, когда мы боролись с болезнью. Они были использованы в фильме. Картина получила несколько наград, была тепло оценена критиками и зрителями. Но создание фильма - это сложный, трудоемкий и эмоционально тяжелый процесс. Поэтому для себя я сделала выбор - я кино не снимаю, я показываю то, что создают другие.
Как проходит ваш рабочий день?
Если вы ожидаете услышать, что я встаю, завтракаю и отправляюсь на спорт, потом приезжаю в офис, а вечером - на тусовку, то это не про меня. Спорт я никак не могу заставить себя полюбить, и офиса у меня нет в общепринятом смысле. (Смеется.) Я не люблю светские тусовки - не потому, что я сноб или мне не интересны люди, просто там меня не покидает мысль, что я зря трачу свое время.
У каждого человека своя скорость. Люди, которые со мной знакомы, знают, что я очень быстрый человек. Я могу делать несколько дел одновременно. Если за день я не посмотрела несколько фильмов, не сходила в театр и не провела пару совещаний, мне кажется, что мой день был прожит зря. Плюс у меня бессонница, поэтому мои сотрудники привыкли получать от меня сообщения в любое время дня и ночи. (Смеется.) Вообще, чтобы двигаться вперед и развиваться, нужно внимательно следить за всем, что происходит вокруг.
Я много езжу на кинорынки, фестивали, воркшопы и мастер-классы. При этом благодаря Интернету я всегда остаюсь на связи. Это ускоряет решение любых вопросов. У меня нет разделения на рабочее и нерабочее время. Это честный ответ. При этом у нас большая семья - моей старшей дочери будет 18 лет, а младшей пять месяцев (в 2015 году Софья вышла замуж за государственного деятеля Сергея Капкова. У пары по двое детей от предыдущих браков. В мае у Сергея и Софьи родилась дочь Зои. - Ред.).
Хотите сказать, что вы даже не уходили в декрет?
Как такового декретного отпуска у меня не было. Мы часто шутим, что Зои должна вырасти балериной, потому что во время беременности я посетила максимальное количество фестивалей современной хореографии (Софья является директором фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva. - Ред.). Ну и конечно, я продолжала смотреть много документального кино: ночью, днем - каждую свободную минуту.
Семья разделяет ваш интерес к документальному кино?
Все знают, что для меня это важно. В доме принято смотреть документальные фильмы. Моя старшая дочь, Настя, интересуется вопросами экологии. Только за последние пару месяцев она показала мне несколько невероятных документальных фильмов на эту тему.
И выбор между работой и семьей, как у каждой работающей женщины, перед вами не стоит?
Нет, я сразу сдаюсь, считаю себя плохой дочерью, мамой, женой, начальником. А если ты по всем фронтам не очень, так и нечего переживать по этому поводу. (Смеется.) Я недавно спросила у Насти: "Как считаешь, я плохая мама? Я ведь рано тебя родила, много работала, неправильно расставляла приоритеты". Моя мудрая не по годам дочь сказала: "Поэтому я такая, какая есть. У меня очень интересная и насыщенная жизнь. И я тебе за это очень благодарна". Я счастливый человек еще и потому, что, с одной стороны, я фаталист, а с другой - оптимист. И если сегодня что-то идет не очень, это значит, что завтра будет обязательно лучше.
Читайте также
Последние новости