- Так получилось, что моя первая колонка - про российское кино, причем довольно необычное. Но начать я хочу с рассказа об "иностранце" - мишке Паддингтоне. Этот "хищник" на прошлой неделе захватил топ "Яндекса", появился на половине аватарок моих друзей в Facebook и встряхнул весь российский кинопрокат. В честь Паддингтона даже хотели провести флешмоб "Мишка невиновен"! Такой шумихой бедный медведь обязан нашему Минкульту. 17 января, за день до премьеры фильма "Приключения Паддингтона 2", по настоянию Министерства культуры дату выхода картины в прокат внезапно перенесли на 1 февраля. А ведь билеты на многие показы были уже проданы.
"Мишку" детям в итоге вернули - после упреков Минкульта в цензуре и нескольких заседаний со всеми участниками событий. В итоге "Паддингтон" стартовал в кино с 20 января. Что это было? Судя по реакции владельцев кинотеатров - и реакции небезосновательной - таким образом ведомство попыталось "расчистить" прокат для отечественных картин. Меньше зарубежных "конкурентов" в кинотеатрах (и меньше выбора для обычного зрителя) - больше вероятности, что люди придут смотреть российские фильмы.
Я не буду сейчас рассуждать о том, работает ли такая логика и кто тут прав, а кто не очень. Я хочу на фоне этой истории рассказать о другом фильме, который, на мой взгляд, не нуждается в искусственной стимуляции сборов. Этого фильма пока нет в прокате - он еще даже официально нигде не был показан. К нему не имеет никакого отношения наше государство - он снимался без его поддержки. И вместе с тем именно это кино заявлено в программе международного Роттердамского кинофестиваля, одного из самых престижных европейских киносмотров.
"Роттердам" начинается послезавтра, 24 января, фильм называется "Война Анны", а снял его режиссер Алексей Федорченко. Пока непонятно, когда эту ленту можно будет увидеть в российских кинотеатрах, но я хочу рассказать о ней уже сейчас. И возможно, после этого кому-то захочется "расчистить" личное время для просмотра фильма Федорченко, и для этого "отменять" другие премьеры не потребуется.
Необычная война
Да, это фильм про Вторую мировую войну. И нет, это фильм не про траншеи и окопы. Нам не покажут передовой линии атаки или ровные ряды марширующих под обстрелом солдат. "Война Анны" - это один из самых страшных периодов в истории, показанный глазами маленькой еврейской девочки Анны. Чудом спасшись после расстрела родных, она прячется в камине заброшенного дома, где проводит целых два года. За это время Анна не произнесет ни слова.
Возможно, кто-то уже подумал об истории другой еврейской девочки - Анны Франк - рассказанной на новый лад. Но у фильма Алексея Федорченко совсем другие источники вдохновения, о которых он сам говорит так:
Историю про Анну я придумал несколько лет назад. Нашел маленький рассказик в интернете - реальную историю девочки, которая 2 года пряталась в немецкой комендатуре. Написал к ней начало и финал. Но чувствовал, что мне не хватает еще женского взгляда, мнения женщины, которая познала такое одиночество в своей жизни. И в этом мне помогла сценарист фильма Наталья Мещанинова. Когда я прочитал ее рассказы, которые она тогда еще публиковала в Facebook - она писала о своем детстве в южном городке - я понял, что это тот человек, который мне нужен. Так мы начали сотрудничать.
Facebook спешит на помощь
На Анне сконцентрировано все внимание в фильме, и актрису на главную роль Алексей Федорченко искал довольно долго. А нашел внезапно - во все том же Facebook, увидев фотографии маленькой девочки Марты, которые сделала ее мама-фотограф.
Те фотографии так меня впечатлили, - продолжает Федорченко, - что больше поисков мы не проводили. Тем более что мама Марты - замечательный фотограф Марина Козлова, не возражала против участия шестилетней дочери в процессе и была готова прилететь с ней на съемки в Екатеринбург на необходимое нам время.
Для девочки это была первая работа в кино, и с ней, по словам режиссера, она справилась прекрасно:
Конечно, первые съемки проходили в режиме ожидания раскрепощения юной актрисы. Снимали проходы по декорациям, наблюдали за Мартой, давали ей привыкнуть к обстановке, к камере, к съемочной группе. Надо сказать, что произошло это довольно быстро и, тем не менее, к концу фильма некоторые сцены, которые мы снимали сначала, пришлось переснять. Так хорошо стала играть Марта - просто вжилась в роль.
Звук
По сюжету Анна молчит весь фильм, но за нее в фильме "говорят" звуки пустых комнат, вой ветра в трубе, лай собак и чужие голоса. Звук вообще ключевой момент этой картины, и потому над саунд-дизайном здесь работал профессионал мирового уровня - звукорежиссер Винсент Арнарди. Он создавал звук к таким фильмам как "Амели", "Такси", "Александр", получил Каннскую пальмовую ветвь и премию "Сезар" и был номинирован на "Оскар".
Режиссер-фантазер
Фильмы Алексея Федорченко не бьют рекорды в российском прокате (а жаль), зато каждый из них отличает уникальный авторский стиль. Магический реализм у него сочетается с иронией, волшебство - с суровой реальностью. О чувстве юмора Федорченко можно многое понять уже по его дебютному фильму "Первые на Луне": в этой талантливой стилизации под документальное кино описывался полет советских космонавтов на Луну 1939 года, за 30 лет до знаменитой высадки американцев. Поговаривают, что во время показа этой картины на Венецианском кинофестивале в 2005 году некоторые американские зрители приняли сюжет кино за чистую монету и готовы были устроить скандал. Жюри Мостры иронию режиссера из России оценило: "Первые на Луне" получили в Венеции Золотого льва за лучший документальный фильм.
Через пять лет он вновь уехал из Венеции с призами - уже за удивительную, похожую на странную сказку картину "Овсянки". Не так хорошо известное массовому зрителю имя Алексея Федорченко уже зарекомендовало себя на многих кинофестивалях - включая не только Мостру, но и киносмотры в Торонто, и наш родной "Кинотавр". Такая крепкая фестивальная история - уже знак качества.
Все сами
Фильм "Война Анны" снят без государственной поддержки, на средства самих создателей и неравнодушных лиц. В конце прошлого года съемочная группа воспользовалась и краудфандингом, сбором средств через интернет: это было необходимо, чтобы закончить продакшн. Алексей Федорченко прокомментировал это решение так:
Краудфаундингом мы воспользовались впервые, благодаря нашим продюсерам и партнерам, компании САГа и студии Metrafilms. Способ, несомненно, действенный, особенно если вам удается собрать деньги. Результат есть, но нам хотелось бы, чтобы он был лучше. Это интересный опыт, присутствует ощущение реального взаимодействия с твоим будущим зрителем.
Поддержка
Рабочую версию картины еще до мировой премьеры в Роттердаме посмотрели Данила Козловский, Елена Лядова, Леонид Парфенов, Ксения Раппопорт. Все они также поддерживают картину.
По-настоящему авторское кино, очень хорошее, очень честное. Мне кажется очень важным, чтобы этот фильм дошел до зрителя, - говорит о картине Ксения Раппопорт.
А недавно список финансовых спонсоров "Войны Анны" пополнился неожиданным образом:
Женщина, которая снималась у нас в массовке в новом фильме "Ключи счастья" (мы снимаем его прямо сейчас), прочитала о дополнительном сборе денег на завершение "Войны Анны", написала письмо и вместе с ним передала взнос 500 рублей. Надеемся, ей понравился процесс съемок, и мы обязательно пригласим ее на премьеры обоих фильмов. Спасибо ей и удачи во всем, - рассказывает Алексей Федорченко.
Из нужной на завершение продакшна суммы на сегодняшний момент собрали больше половины, и остается еще три дня, чтобы помочь съемочной группе.
В любом случае "Война Анны" уже точно будет показана в Роттердаме, а после - в международной конкурсной программе фестиваля в Гётеборге. Остается пожелать этому кино удачи и признания - и в Европе, и в России.
Читайте также
Последние новости