"Берлинале переоценен, сплошное разочарование", – говорят одни журналисты. "Давно не было такой интересной программы", – возражают другие. Мнения к середине киносмотра разделились, и ясно лишь одно: в рейтинге кинокритиков первое место по-прежнему делят наша картина ""Довлатов" и фильм Уэса Андерсона "Остров собак". А позади этих фаворитов – несколько интересных картин, премьеры которых прошли в эти два дня. Подробнее о последних – в репортаже HELLO.RU
В понедельник на Берлинале показывали картину "Операция "Шаровая молния", которая находится в основной программе с причудливой ремаркой "вне конкурса". Подобные описания организаторы фестиваля выбрали для фильмов, которые вроде как и настоящие события для киносмотра, но до конкурса по понятным одним лишь отборщикам причинам не дотянули и на главную награду претендовать не могут.
Так попал и не дотянул бразильский режиссер Жозе Падилья, известный многим как автор популярного сериала о колумбийском наркобароне "Нарко". "Операцию «Шаровая молния" Падилья посвятил не наркоторговцам, а реальному событию, произошедшему в 1976 году в рамках политического конфликта между Израилем и Палестиной. Группа террористов захватила самолет, летящий из Греции в Израиль и посадила его в аэропорту Энтеббе в Уганде. 7 дней заложники и преступники мариновались в душном терминале: первые сходили с ума от страха и ожидания, вторые – требовали свободы палестинским заключенным.
"Заложники" Резо Гигинеишвили встречают "Операцию "Арго" Бена Аффлека – именно такие мысли напрашивались при просмотре трейлера фильма Падильи. В главных ролях звезды европейского кино Даниэль Брюль и Розамунд Пайк, у руля режиссер, получивший десять лет назад главный приз Берлинале. Казалось бы, что может пойти не так?
Надо отдать Падилье должное: в своем фильме он не принимает чью-либо сторону и старается по максимуму показать мотивы каждого из присутствующих. Террористами в этом кино становятся то из романтических побуждений, а то и из-за кровной мести; заложники показаны не как безликие жертвы, а важные политики – не как номинальные представители власти. Но вместе с тем каждый из заявленных героев словно обрисован парой мазков лишь для проформы – чтобы добавить еще один новый образ в копилку международного состава картины. Тикают часы, дни недели сменяют друг друга, а действие "шаровой молнии" все также буксует, беспорядочно перескакивая с одного героя на другого. При множестве происходящих в картине событий, она оказывается удивительно пресной, словно бы ее автор не определился, на кого все же сместить фокус внимания. И больше всего запоминается бодро смонтированная финальная сцена спасения заложников – кульминационный и самый цельный момент всего повествования.
Более живой и динамичной оказалась сама пресс-конференция "Шаровой молнии". Актриса Розамунд Пайк благодарила Даниэля Брюля, научившего ее убедительно изображать акцент для роли опасной террористки-немки. А самому Брюлю пришлось оправдываться перед прессой: одна из журналисток отметила, что он де слишком симпатичен для роли пропалестинского терроритса, а значит, неубедителен. Кстати, вместе со съемочной группой в Берлин приехал настоящий участник событий 1976 года, авиадиспечтер Жак Лемуан, который находился на угнанном самолете. Под руку с подругой и вместе с остальными актерами Жак также прошел по красной дорожке Берлинале.
Веселой пресс-конференцией запомнился и шестой день фестиваля, вторник. В Берлин приехал режиссер Гас Ван Сент с фильмом "Не волнуйся, он далеко не уйдет", в котором сыграл главную роль Хоакин Феникс. Актер начал свое общение с прессой с чистосердечного признания: фестивали он терпеть не может, а режиссер вообще посоветовал ему говорить что вздумается, если ему не нравится вопрос, и этим он и собирается заняться. Обещания актер не сдержал: вопросы журналистов вскоре так ему наскучили, что Хоакин попросту отвернулся к стенке. Зато с готовностью раздал фотографы все желающим уже после обсуждения фильма.
В фильме Ван Сента Хоакин Феникс играет, кажется, уже ставший его визитной карточкой образ: простого парня со сложными душевными травмами, из-за которых становится плохо всем вокруг. В этот раз трагедия очевидна: герой Феникса, карикатурист Джон Каллахан – алкоголик, который из-за своей зависимости становится инвалидом. Попытки выбраться из эмоциональной ямы, лечение в группе для анонимных алкоголиков и неизбежный путь к себе длиною в 12 стадий – из таких нехитрых элементов и состоит эта кино-биография. Практически все люди на пути Джона Каллахана предельно добры и терпеливы, первая же девушка, которую он видит в больнице парализованный, готова стать его девушкой, и первые же наброски карикатур, которые он приносит в редакцию, тут же берут в печать. Неизвестно, так ли радужно все было в жизни настоящего карикатуриста, но кажется, что режиссер инди-фильмов, Ван Сент зачем-то превратил историю реального персонажа в голливудскую сказку.
И, наконец, еще один герой нынешнего Берлинале – актер Уиллем Дефо. Он не представлял на фестивале фильм, не разозлил ни одного журналиста, да и в скандалах замечен не был. Актер Дефо просто получал почетного "Золотого медведя" за вклад в киноискусство – прямо из рук директора фестиваля Дитера Косслика и в компании своей жены, режиссера и сценариста Джады Колагранде. Перед самым вручением актер рассказал журналистам, что помнит столицу Германии разной: и когда она была разделена каменной стеной, и когда эта стена была только разрушена. "Мне безумно приятно получить такой знак внимания от одного из моих самых любимых фестивалей", – признался актер. Кто-то из прессы даже предположил, что раз Дефо получает почетные призы, значит его кинематографический срок почти истек. "Я старый? Я – старый?! Что вы, я совсем не старый!" – отшутился в ответ актер и отправился получать заслуженную награду.
Первые призы уже вручены, главные призы еще впереди, продолжаем следить за развитием событий.
Читайте также
Последние новости