Сегодня, 9 марта, актер Владимир Кошевой представит в Москве поэтическую программу "Шестое чувство" - будет читать стихи Гумилева под музыку Максима Войтова. Этот концерт он решил посвятить прежде всего женщинам. И любви. Но в то же время не обойдется без таких стихотворений как "Заблудившийся трамвай" или "Жираф", расскажет почему Гумилев стеснялся своего внешнего вида, но при этом был любимцем женщин, как тяга к романтике сделала его великим путешественником, и почему, в конце концов, он расстался с Анной Ахматовой.
Накануне HELLO! побывал на откртытой репетиции другого проекта актера - пару недель назад Кошевой представил в театре Вахтангова собственное прочтение повести Экзюпери "Маленький принц", где прекрасная Роза собирает лайки в Instagram, а загадочный Лис добавляется в друзья на Facebook.
Владимир, ты в первый раз выступаешь в качестве автора идеи?
Да, я придумал и нашел людей, которые помогли мне. Обычно режиссеры не участвуют в чужих проектах, но здесь мой друг - артист и режиссер Володя Скворцов - помог мне реализовать эту идею. Каждый задействованный человек привнес частичку себя. К примеру, я долго думал над образом принца, чего-то не хватало. Сати Спивакова, исполняющая роль Розы, привезла свой собственный шарф. Он такой уютный, ярко-желтый: правильный.
В день закрытия спектакля "Нуреев" Кирилла Серебренникова, в котором я играл главную драматическую роль. В каком-то смысле это продолжение темы одиночества, которая звучала в "Нурееве". Одиночество - это, с одной стороны, свобода, с другой - изоляция. Получается, даже если ты окружен людьми и событиями, ты никому не нужен. Когда история с "Нуреевым" была закончена, я взял в руки книгу "Маленький принц", которая у меня всегда лежит на видном месте. И мне, что называется, открылся новый смысл.
Я перечитывал ее много раз. В раннем детстве я ее не понимал. Не понимал и пластинку, которая записана на студии "Мелодия". Мне казалось, это совсем не детская история, и таких серьезных философский материй мне не постичь. Лет в 18-19 я воспринимал Маленького принца как Иисуса. Я много раз находил подтверждения этой идеи. Читал, что Экзюпери написал очень католическое произведение. Только когда мне предложили читать сказку под музыкальное сопровождение оркестра на сцене питерского "Мюзик-Холла", я подошел к каким-то секретам, которая эта книжка в себе хранит. Путешествие ли это по галактикам или некий трип внутрь, вглубь себя, в потаенные уголки своей личности? Книжка написана в страшное время - во время оккупации Франции, и не случайно она посвящена именно другу. Мне захотелось снова рассказать эту историю со сцены. Но уже не как чтецу, декломатору, а сделать серьезную актерскую работу.
Ты не изменил ни одного слова Экзюпери, но каждая реплика, звучащая в новых обстоятельствах, имеет дополнительный смысл. Потому что принц-блогер, а все, с кем он взаимодействует, - посетители Сети. Как ты пришел к этому?
После одного наблюдения. Пространство Маленького принца - его планета, а пространство каждого из нас заключено в его коробочке - телефоне. Сейчас не надо ходить в церковь или встречаться с другом чтобы излить душу - достаточно вылить самое сокровенное в Facebook, и пошли лайки, комментарии, эмоджи...
Принц общается с неким летчиком - это его альтер-эго?
Летчик и принц немножко похожи, и мы на этом строим какие-то причинно-следственные связи. В книге есть такая реплика: "наверное, он думал что я такой же как и он, но я не умею увидеть в ящике барашка. Наверное, я старею". Просьба "Нарисуй мне барашка" - как проверка, мой ты или не мой, поймешь ли ты мой сленг или нет? На самом деле все герои - король, пьяница, честолюбец, делец, как мне кажется, в этой истории живут в одном человеке. Я не играю мальчика, я играю человека своего возраста. Просто в каждом из нас живет и ребенок тоже.
Это похоже на идею, которую развивал Герман Гессе в "Степном волке": в каждом человеке миллион личностей, и в какой-то момент кто-то берет верх. Трус, подлец, храбрец, романтик. В разной ситуации разная личность. Понятно почему все роли исполнил ты сам. Как в проекте появились Сати Спивакова и Ефим Шифрин?
Сати не только телеведущая, но и блестящая актриса. Я увидел ее у Серебренникова в "Машине Мюллера", потом мы играли с ней в "Пер Гюнте", где она играет все женские роли. Я с восхищением наблюдал как она меняется. В "Маленьком принце" она позволила себе быть смешной и характерной. Для красивой женщины это очень круто. Нахим Шифрин - активный пользователь фейсбука и Instagram. В этом пространстве он отлично ориентируется. Он хорошо говорит, его интересно читать, его приятно слушать. Я сразу представил его в роли Лиса - с его мудростью, проникновенным голосом. И, к счастью, он не отказался от моего предложения.
Если все герои - проявления одной и той же личности, то как же быть с Розой? Эта героиня явно списана с жены писателя - красавицы Консуэло?
Роза, безусловно, воплощение женского начала. И Экзюпери дает ключ к выстраиванию отношений. Розы так непоследовательны - но как они могут быть последовательны, если они рождены дарить аромат и озарять нашу жизнь? Можно только надеть колпак от сквозняков и следить чтобы ее не съел какой-нибудь баран. Очень простая философия: цени то, что есть, люби ту, которой отдаешь все свое время, а она будет дарить тебе аромат. И больше ничего взамен не требуй.
Где можно будет увидеть твоего "Маленького принца" в ближайшее время?
Сейчас я веду переговоры с несколькими площадками, которые позволят воплотить задуманное во всем масштабе. Часть действия происходит на экранах, проект предполагает хорошее техническое обеспечение. Думаю, официальная премьера состоится уже в апреле.
А пока ты читаешь стихи Николая Гумилева в московском ресторане "Шагал". Гумилев - тоже герой, к которому ты возвращаешься время от времени.
Да, одна из моих любимых работ - Николай Гумилев в фильме Дмитрия Томашпольского "Луна в зените". Моя прабабушка рассказывала мне, что Гумилев, которого она видела в жизни, произвел на нее отвратительное впечатление тем, что вокруг себя никого не замечал, был очень заносчив, полон презрения к людям. Хотя мне кажется, что с помощью высокомерия он защищался от внешнего мира. Николай Степанович "нес" себя по жизни как герой и свою жизнь выстраивал так, чтобы быть в ней героем, наполняя ее мифами, легендами, странствиями, завоеваниями, протестами. Есть такой тест - нужно выбрать геометрические фигуры, разложить их по степени важности, чтобы понять какая энергия в тебе доминирует. Круг, квадрат и треугольник. И если круг - это доброта, квадрат - организованность, то он создан целиком из треугольников - он сам секс. Власть, лидерство, стремление к успеху - это все его характеристики.
Почему ты все время обращаешься к началу прошлого века? Это время для тебя особенное?
Может быть, я не вижу дальше собственнного носа, но современные герои меня не вдохновляют. Я не получаю тех эмоций от рэп-баттлов, которые устраивают нынешние артисты. А потребности человека остаются теми же - каждый нуждается в дружеском участии, содержательном разговоре, эмоциях. В самой сложной, нервной ситуации стоит открыть томик стихов Гумилева и получить утешение.
Читайте также
Последние новости