Следующая новость
Предыдущая новость

Москальковой на Урале предъявили "колокол банкротства"

16.06.2018 13:15

Москальковой на Урале предъявили

Она пойдет с ним к Путину?

Российский омбудсмен Татьяна Москалькова угадала с местом проведения 15 июня координационного совета уполномоченных по правам человека в УрФО, посвященного проблемам выплаты зарплат. Окружное Управление Генпрокуратуры РФ в Екатеринбурге – не просто здание, а эффективно работающий механизм по наведению конституционного порядка на территории шести субъектов страны. Конституционного – это не фигура речи. Например, статья 37 Основного закона страны посвящена трудовым отношениям. И когда права работника нарушаются, он спешит в прокуратуру. Или к уполномоченному по правам человека, гарантированным все той же Конституцией.

"Вы карательный или защищающий орган?" - поинтересовался ямальский омбудсмен Анатолий Сак у заместителя Генпрокурора Юрия Пономарева в начале заседания. "Мы всё вместе, надзорный орган, а вы, уполномоченные, должны быть с нами в одном кулаке", - ответил Юрий Александрович.

Москальковой на Урале предъявили

И как показало дальнейшее обсуждение, в действительности "парный конферанс" омбудсменов и прокуроров приносит свои плоды по защите прав работников. Выявленные задолженности по зарплате ликвидируются, незаконопослушные работодатели наказываются. Только за 2017 год, по данным прокуратуры, в субъектах УрФО погашены долги в 3,7 миллиарда рублей.

Например, в Тюменской области выданы 600 миллионов рублей. И официальная задолженность к 2018 году – ноль. Но есть так называемая латентная задолженность – в 169 миллионов рублей. А на Ямале подобная цифра – 246 миллионов. Все это - долги компаний-банкротов. И это одна из серьезнейших проблем страны.

Свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова, не стесняясь в выражениях, утверждает, что идет разорение России. По ее словам, пять лет назад в Свердловской области было зафиксировано 821 банкротство, а в прошлом году – 2 724! "Мне кажется, что кто-то над нами издевается", - подчеркивает уполномоченный по правам человека.

Москальковой на Урале предъявили

"Мы очень снисходительно относимся к собственникам предприятий, получивших личный доход, и обанкротивших свои предприятия. Я на эту тему долго разговаривала с президентом", - поддержала ее Татьяна Москалькова.

С этого момента разговор стал более напряженным. С одной стороны присутствующие согласились, что нельзя душить бизнес, но с другой -те же омбудсмены становятся буфером между тысячами обманутых работников и нечистоплотными бизнесменами.

Юрий Пономарев заострил внимание на зарплатных долгах в ЯНАО. Их перед вахтовиками, отправившимися на заработки, копят компании, зарегистрированные в разных регионах страны. Работа и долги на севере, а руководители и собственники, скажем, в Санкт-Петербурге. В итоге прокуроры межрегиональными усилиями и добиваются торжества закона.

Москальковой на Урале предъявили

Хуже ситуация только с долгами перед мигрантами. Граждан Средней Азии работодатели обманывают повсеместно, уповая на то, что те официально не трудоустроены и не пойдут жаловаться.

"Представьте себе, в прошлом году ко мне подходят женщины, которые убираются у нас в Управлении Генпрокуратуры, и жалуются, что им не платят зарплату. Мы, конечно, нашли собственника клининговой компании, заставили заплатить", - рассказал Пономарев.

И тут же тюменский омбудсмен Сергей Миневцев сообщил, что такая же ситуация у них в регионе с клининговыми компаниями, имеющими выгодные контракты со Сбербанком, прокуратурой, Запсибгазпромом.

Москальковой на Урале предъявили

Спасать гастарбайтеров все же стало полегче. Изменения в Трудовом кодексе с 2018 года позволяют спрашивать с работодателя, даже если он не подписал контракт с работником. Нужны любые доказательства наемного труда – хоть фото за прилавком. А дальше идут уговоры, предупреждения – мелкий предприниматель быстро понимает, что лучше расплатиться и закрыть проблему.

С крупными предприятиями-банкротами "воспитательными беседами" вопрос не решить. У обанкроченного на Ямале "АрктикСтройМост" задолженность перед работниками – 97 миллионов рублей. И, как ранее сообщали СМИ, речь может идти о преднамеренном банкротстве.

"Слово банкротство должно звучать, словно колокол. Нужны кардинальные решения, ведь мы гробим народ. Когда его обманывают, он перестает работать", - уверена Татьяна Мерзлякова.

Москальковой на Урале предъявили

Федеральный омбудсмен в свою очередь подчеркивает: "У нас главная цель не посадить человека, а добиться того, чтобы он расплатился". Но при этом Москалькова понимает, что нужны серьезные изменения в федеральном законодательстве.

Механизм субсидиарной ответственности по долгам собственников бизнеса – один из инструментов. Есть законодательная инициатива и о перераспределении взносов в социальные фонды. Часть этих средств может быть задепонирована на случай выплаты зарплаты при банкротстве юридического лица.

"То, что люди не объявляют голодовку и не выходят на митинги за своей зарплатой – это результат нашей совместной работы", - подвела итог почти трехчасового совещания Татьяна Москалькова. Она попросила подготовить ей пакет предложений для обсуждения на федеральном уровне. Вероятно, ответственная за его отправку в Москву Татьяна Мерзлякова не забудет положить и "колокол банкротства".

Дмитрий БУЗДАЛОВ

Источник

Последние новости