Русское кино все чаще принимают в программы международных кинофестивалей. И если раньше в новостях из Канн, Венеции или Берлина можно было увидеть имена Андрея Звягинцева, Кирилла Серебренникова и Алексея Германа-младшего, то теперь в этом списке стало на две фамилии больше. Наталья Меркулова и Алексей Чупов, режиссеры и супруги, которые пишут сценарии и снимают кино вместе, попали в программу "Горизонты" Венецианского кинофестиваля c фильмом "Человек, который удивил всех". И так попали, что зарубежная пресса осталась от фильма под большим впечатлением, а сыгравшая в фильме актриса и режиссер Наталья Кудряшова получила Серебряного льва.
Наталья Кудряшова на Венецинаском кинофестивале
С первого показа на Мостре и по сей день "Человека…" пытаются включить в определенную нишу: то записать картину Чупова и Меркуловой в социальные драмы о самоидентификации, а то – и вывести в поле ЛГБТ-тематики. На деле же этот фильм-перевертыш затрагивает сразу несколько больных тем не столько в сфере мужского-женского, сколько в сфере общечеловеческого. И приглашает зрителя совершить во время сеанса сразу несколько путешествий.
Внимание: дальнейшее описание картины содержит спойлеры
От социального к сказочному
Кадр из фильма "Человек, который удивил всех"
Серые пейзажи малолюдной деревни, суровое лицо Евгения Цыганова, тихий лес, по которому громом раскатываются звуки выстрелов — "Человек…" начинается словно кино о жизни в русской глубинке. Картина о неприметных буднях местного егеря. Дома у него — жена в положении, тесть и маленький сын, на работе — браконьеры, которых он отслеживает из года в год, в перерывах — встречи с соседями. Но вместо ожидаемой в таких условиях "бытовухи" с первых же кадров наружу пробивается осязаемая, теплая интимность и близость, с которой главный герой Егор общается с женой. Его почти благоговейная осторожность в лесу, который он стережет и о котором заботится. Его молчание при разговорах с друзьями. Егор вообще — больше про молчание.
С таким же стоическим безмолвием терпит он и страшный диагноз "рак", стараясь ни с кем этим не делиться. В какой-то момент в молчаливую борьбу вмешивается жена и пытается запустить вереницу походов за помощью: то к соседу за материальной поддержкой, то к заезжему специалисту за лечением. Но все попытки лишь подчеркивают безнадежность и обреченность маленького человека в большой и безмолвной стране. И тогда Егор вступает в сферу ирреального.
В лесу было поваленное дерево, а на дереве сидела знахарка, и рассказала она егерю то ли притчу, а то ли заговор: о селезне, который обернулся уткой и обманул саму Смерть, о волшебном превращении, спутавшем Костлявой все карты. С этой присказки в "Человеке…" и начинается настоящая сказка, а сама картина начинает выходить за рамки формата социального кино.
От мужского к женскому
В начале фильма Егор – само воплощение "истинно мужских" (и истинно стереотипных) качеств. Суров и немногословен, где-то жЁсток, а где-то жестОк: не моргнув глазом, способен выстрелить в человека. Тем поразительней для его окружения перемена, которая происходит к середине фильма: темную спецовку заменяет ярко-красное платье, колготки и женские сапожки. С подведенными глазами и помадой, в бросающемся в глаза наряде он становится бельмом на глазу каждого встреченного, неправильным в деревне "правильных людей". От него отказывается жена – выселяет его в сарай из основного дома, отворачиваются друзья, и в какой-то момент это отторжение превращается в травлю. Защитник становится жертвой.
Момент перехода – который сродни лакмусовой бумажке – некоторые западные критики ошибочно восприняли как своеобразный "каминг-аут". Другие – как парафраз истории о гадком утенке и выходящем из него прекрасном лебеде. На деле же Егор не открывает в себе новые грани личности и не вытаскивает наружу давно запрятанную сущность. Методично и добросовестно он совершает единственно кажущееся ему правильным действие: магический переход от одного полюса к другому, из мужского в женское. Отсюда и его безмолвие – не обет молчания, но полный отказ от слов, которые принадлежали ему прошлому. Что до остракизма, которую подвергается герой в новом обличье: в корнях его не столько неприятие всего странного и непонятного. Егора гонят, потому что боятся, а боятся – того, что он собой воплощает.
От силы к слабости. И наоборот
Не говорить о болезни, не просить о помощи (стыдно же!) и ни в коем случае не давать слабины – таков негласный кодекс поведения героя до его трансформации. Ведь в нашем обществе, где главенствует закон "правда на стороне сильного", быть уязвимым странно и страшно. Егор, уязвимый в высшей степени из-за своей болезни, до последнего не хочет расставаться с иллюзией контроля, которую ему дает показная стойкость. Но решившись на перевоплощение, отказывается не только от присущих ему ранее черт, но и от этого страха показаться слабым.
Что есть женщина как не слабый пол, что есть безмолвный деревенский прокаженный, как не самое слабое звено в цепочке повседневной жизни. Бывшие друзья и близкие не хотят смотреть этой слабости в глаза, и Егор уходит в лес – заповедное место, с которого и началась его страшная сказка. Через слабость он приходит к новой силе – человека, которому нечего терять и который возможно действительно может победить смерть.
Наталья Кудряшова в фильме "Человек, который удивил всех"
Удастся ему это или нет – будет решать на просмотре уже сам зритель. Об одном же перевоплощении в этом кино можно рассказать сейчас: не единожды названный главным мачо российского кино Евгений Цыганов в этом фильме не только удивляет всех, но и мастерски обнуляет ранее приклеенные к нему ярлыки. Решение пригласить именно этого актера на главную роль – большая режиссерская удача и большой же риск. И это – лишь первая из множества заслуг Алексея Чупова и Натальи Меркуловой, чуть ли не единственного режиссерского дуэта в нашей стране.
Евгений Цыганов Кино
Читайте также
Последние новости