Его называют новой надеждой российского кино - и не без основания, как бы ни отнекивался от ярлыков сам Кантемир. В 27 лет он снимает кино без оглядки на чужое мнение, с подкупающей искренностью и прямотой. Планка была задана два года назад, когда он показал в Каннах дебютный полный метр "Теснота", о родном Нальчике эпохи 90-х, и уехал с фестиваля с призом ФИПРЕССИ. Вторая картина режиссера, "Дылда" (в российском прокате идет с 20 июня), ушла еще дальше в прошлое: год 1945-й, первая послевоенная осень, подруги-зенитчицы - скромная Ия и бойкая Маша - учатся жить по правилам мирной жизни, которая оказывается не менее жестокой, чем война. О незнакомом ему периоде Кантемир рассказал с такой точностью и бесстрашием, что каннское жюри программы "Особый взгляд", увидевшее фильм первым, вручило ему награду за режиссуру. Впрочем, страх, по словам самого Балагова, в его работе все же присутствует: "В какой-то момент ты заходишь настолько далеко, что обратного пути уже нет, и, стиснув зубы, надо идти до конца".
Почему вы решили идти до конца именно в этот период и с этими двумя героинями?
Тема эта возникла, еще когда я учился в мастерской Александра Сокурова в Нальчике и прочел книгу Светланы Алексиевич ("У войны не женское лицо". - Ред.). Просто понял, что хочу снять кино о женской судьбе в это время. Не было сценария, но была зацепка, которую я после "Тесноты" начал потихоньку обрамлять. Мы с моим соавтором Александром Тереховым быстро пришли к выводу, что история эта имеет смысл и силу именно в 40-е годы - когда медицина не была настолько развита, когда люди надеялись на чудо, а война была как никогда страшна. Даже по статистике именно в Великой Отечественной войне приняло участие наибольшее количество женщин: это и пехота, и зенитчицы, и медицинский персонал.
Обе актрисы стали открытием именно благодаря вашему фильму - как это случилось в свое время с Дарьей Жовнер из "Тесноты".
Да, Василиса и Вика - дебютантки, но это не какая-то моя прихоть. У меня нет установки, что я должен снимать только новые лица. Просто в актере я ищу личность - человека, который подойдет под характер персонажа. На кастинге, чтобы попасть в нужное эмоциональное состояние, все читали отрывок из Алексиевич - тяжелый, драматичный. Но мы просили говорить слова без бравады, с иронией и легким отстранением, такой личной самозащитой…
Девочки пришли в первый день проб, и это было удивительно: две главные героини - и сразу же нашлись. Конечно, мы проводили еще кастинги, чтобы убедиться, что поступили правильно. Но в итоге выбрали именно их.
Двух подруг-зенитчиц, вернувшихся с войны, в фильме "Дылда" сыграли актрисы-дебютантки - Василиса Перелыгина (Маша) и Виктория Мирош-ниченко (Ия)
Каннская публика принимала вас хорошо? Писали, что Ума Турман была недовольна излишней жестокостью одной из сцен в "Тесноте".
В этот раз уже после вручения приза за лучшую режиссуру ко мне подошла одна из участниц жюри и сказала, что решение присудить "Дылде" награду было единогласным. Самый же запоминающийся отзыв на картину вышел в издании Variety, и написала его женщина. Автор сравнила нарушение внутренних границ героев с территориальной разрухой в послевоенной Европе. Это был настолько красиво написанный финал, что невольно подумалось: "Неужели это снял я?" (Смеется.)
Два фильма, почетное звание члена жюри (в 2018 году Кантемир судил конкурс программы "Особый взгляд". - Ред.) - вас уже можно назвать каннским завсегдатаем.
Я здесь лишь четвертый раз. Впервые оказался на Круазетт в рамках программы Global Russians, представлял короткий метр. Тогда у меня было ощущение, что я попал на такую ярмарку тщеславия, но с годами начал в этом разубеждаться. То есть элемент Vanity Fair на фестивале, конечно, присутствует, но Канны прежде всего - это Мекка для кинематографистов: здесь 24 часа в сутки люди обсуждают фильмы. И именно здесь оказывается большая поддержка таким картинам, как мои: благодаря фестивалю у них может увеличиться количество зрителей.
Чувствуете, что изменились со времени своего старта на фестивале?
Появилась какая-то опора под ногами, но сам я, хочется верить, остался таким, как прежде. Образ жизни, хотя я и переехал в Москву, тоже не поменялся - местами он все такой же скучный. (Улыбается.) Светская составляющая, к примеру, мне неинтересна: я пару раз походил на мероприятия, но быстро понял, что не мое.
Фильм уже можно посмотреть в кинотеатрах
А что интересно? Соцсети, другие зависимости XXI века?
Гаджеты - да, очень отвлекают от работы. Хотя в Instagram и YouTube я могу иногда и вдохновение поймать. А вот страницу на Facebook удалил: мне кажется, эта площадка придает твоему мнению мнимую важность. Там много лицемерия, негатива, неприятного. Понял, что не хочу общаться в таком формате.
То есть особых слабостей у вас нет?
Игры. Я очень люблю видеоигры, и они меня тоже. Для меня это такой способ расслабить голову, поэтому играю я часто. К примеру, во время съемок "Дылды" бывало такое напряжение, что хотелось просто немного порубиться, отключиться от реальности.
Вам наверняка не раз говорили, что после просмотра ваших фильмов поверить в возраст автора довольно трудно. А на сколько вы сами ощущаете себя в 27?
Наверное, это уже моветон - говорить молодому человеку, что он чувствует себя стариком. (Улыбается.) На цифру в паспорте я не смотрю, да и день рождения не отмечаю. Для меня это точка отсчета - ничего больше.
А что же вы делаете вместо празднования?
Работаю. Думаю над третьим фильмом - на этот раз действие будет происходить не в прошлом, а в наши дни. Что именно это будет, я еще не понял, но точно знаю - это история про Северный Кавказ.
Кантемир БалаговКино
Читайте также
Последние новости