На самом деле возрастные модели — это не такая уже и экзотика. Так, например, в номенклатурной программе мэрии Москвы "Московское долголетие" каждую неделю триумфально рассказывают о пожилых женщинах, которые представляют многие тематические услуги и магазины. Как говорила героиня фильма "Москва слезам не верит", "ну если уж в Моссовете…" Да, даже там. Но тут речь немного о другом. Одно дело — рекламировать лекарство от повышенного давления, другое — дорогую модную одежду, которую захотят носить и молодые люди. Как получилось, что 72-летняя сумрачная дива рок-н-ролла получила билет первого класса в столь важную для культуры Франции и мировой моды марку?
Во Франции Патти Смит, уроженку Чикаго, знают и любят давно — в 2005 году ее даже наградили французским орденом Искусств и литературы. Поэтому выбор креативного дизайнера Дома Saint Laurent Энтони Ваккарелло понятен: новое лицо бренда вполне отвечает современным принципам инклюзивности — возрастных моделей, как и моделей plus-size, с каждым годом становится все больше. Патти Смит
Историческая справка. "Отец Высокой моды" Чарльз Фредерик Уорт стал первым, кто для демонстрации своих творческих решений использовал дефиле с молодыми красавицами (он назвал их "двойники"). Именно с придворного французского кутюрье начинается история модных показов, которые сегодня переживают непростые времена. Уорт одевал императрицу Евгению, жену Наполеона III, и ее многочисленный двор. Лучшей рекламы было не придумать.
Французский модельер эпохи ар-нуво Поль Пуаре при найме на работу моделей устраивал целый ритуал, описание которого девушки оставили в своих мемуарах, — много лет его "манекеном" была, например, дочь русского писателя Александра Куприна Ксения. Пуаре крайне придирчиво осматривал дебютанток. Если ему что-то не нравилось (даже мелочи — уши или зубы), он делал взмах рукой, как будто отгонял муху. Жест означал, что девушку на работу в Maison Paul Poiret не берут.Легенды моды Коко Шанель и Кристиан Диор крайне придирчиво относились к моделям, демонстрировавшим их одежду. Девушки были высокими, худыми и с идеальными чертами лица
Именно молодость, красоту и породу своих манекенщиц предпочитали два следующих крупных дизайнера — Габриэль Шанель и Кристиан Диор. Шанель больше всего любила русских моделей — аристократок из Российской империи, бежавших во Францию. Их молодость и даже непорочность была очень важна для модной философии Шанель. Если она узнавала, что какая-нибудь манекенщица ждет ребенка, то выгоняла ее на улицу со словами: "Идите и телитесь в другом месте!" Кристиан Диор тоже предпочитал иметь дело с молодыми моделями, которых он обожал и называл "деточками". Собственно, дальнейшая история моды привела к известному культу топ-моделей в 90-х, когда девушки с рекламных полос стали влиятельнее видных голливудских актрис. Скончавшийся в начале сентября немецкий рекламный фотограф Питер Линдберг стал "крестным отцом" для многих известнейших "топов" — Наоми Кэмпбелл, Линды Евангелисты, Клаудии Шиффер, Кристи Тарлингтон, Синди Кроуфорд, Кейт Мосс. Глянец 90-х хотел, желал, требовал, чтобы все было безупречно, эталонно, образцово. Эпоха "сверхженщин" закончилась лишь в середине 2000-х, когда совсем юные модели не смогли добиться и половины той славы, которая сопутствовала их предшественницам.Новое время диктует свои правила: сейчас моделью может стать женщина любого возраста и комплекции. Мода перестала быть чем-то недостижимым и элитарным. Бодипозитив и инклюзивность — две важные модные тенденции, с которыми нужно считаться
Первыми, кто выпустил на подиум "неподиумных" людей, были авангардные японцы — Йоджи Ямамото и Рей Кавакубо (это случилось еще в начале 80-х). Некрасивые и низкорослые, со странными, потусторонними лицами модели как нельзя лучше подходили к футуристической одежде дизайнеров. А важную роль именно в возрастной моде сыграл Жан-Поль Готье. Дизайнер пригласил выйти на показе пожилых людей, чья внешность была непоправимо далека от стандартов. Тот легендарный показ в конце 90-х годов можно отнести к по-настоящему революционным. До него рекламировала возрастную мужскую одежду лишь почтенная консервативная немецкая марка Baldessarini — ее лицом служил Чарльз Шуман, легендарный бармен из Мюнхена.
Многие журналисты и примкнувшие к ним байеры сегодня ищут какие-то тайные механизмы и течения в возрастной моде. Кому-то она нравится, а кто-то решительно отказывается от таких правил игры, считая, что мода должна преподносить не просто одежду, а мечту, где правят бал красота и молодость.Галина Сокольская и Людмила Бражкина из модельного агентства OLDUSHKA на показе Roma Uvarov Design осень-зима-2019/20
Словом, кому-то старость — в радость. А кто-то просто не хочет думать о будущих морщинах, существуя по принципу "здесь и сейчас". В любом случае проблема «старения клиента» является самой острой на сегодня. Среди модельеров, часовщиков и производителей драгоценностей нет полного согласия на этот счет. Трудно поменять мечту на реальность, но если этого не сделать, то реальность однажды громко постучит к вам в дверь.
Текст: Екатерина Истомина
Хелен Миррен новости
Читайте также
Последние новости