Изучение доклада королевского двора о тратах за прошедший финансовый год стало такой же традицией для британцев, как сконы к чаю. Последний отчет заставил подданных понервничать: выяснилось, что по сравнению с предыдущим годом затраты на монархию выросли на 41 процент. За отчетный период на счет короны перечислили 82,2 миллиона фунтов стерлингов. Впрочем, если представить, что деньги берутся из кармана налогоплательщиков, то британцу содержание монархии обходится в каких-то 1,24 фунта в год. Как они сами шутят, отличное соотношение цены и качества! Вот только из чего на самом деле складывается состояние королевы, расскажет далеко не каждый шутник.Главные траты королевы на ближайшие годы - реставрация Букингемского дворца. На ремонт самой известной достопримечательности Великобритании уйдет 369 миллионов фунтов стерлингов. Обновить придется все - от коммуникаций до обоев
Да здравствует королева!
Главным финансовым центром монаршей семьи является Елизавета II. Бытует мнение, что она, как первое лицо государства, еще и богатейший человек страны. Правда в том, что королева даже не самый состоятельный аристократ Туманного Альбиона: по последним подсчетам, ее опережают 16 титулованных особ. В ежегодном рейтинге The Sunday Times, дотошно подсчитывающего денежки обеспеченных британцев, она уже много лет не значится даже в первой сотне. В этом году состояние королевы оценили в 370 миллионов фунтов стерлингов и поставили ее на 356-е место. Британская экономика держит Елизавету II в тисках и вряд ли когда-нибудь позволит ей или тому, кто займет ее место, стать вровень с российскими и арабскими олигархами.
Поступление денег на банковский счет королевы обеспечивают три разных потока: доход от герцогства Ланкастер, личные активы и основной - ежегодный государственный грант. Обо всем по порядку.
Герцогство как совокупность недвижимого имущества в графствах Ланкашир, Стаффордшир, Йоркшир, Чешир и других в Центральной и Северной Англии представляет собой своеобразный инвестиционный фонд, основанный еще в XIII веке. Земли не принадлежат конкретному человеку, но являются собственностью правящего в данный момент монарха. К слову, продать их он не может. Прибыль, которую приносит недвижимость герцогства, полностью уходит королеве. Сегодня Ланкастер управляет активами на сумму в 549 миллионов фунтов, которые за последний финансовый год принесли 21,7 миллиона чистого профицита. Часть этих денег формирует персональный кошелек королевы, другая уходит на покрытие расходов, связанных с представительскими функциями.
В целом масштаб личного дохода Елизаветы неизвестен. У нее есть портфель инвестиций, который в основном состоит из акций и "голубых фишек" британских компаний. Королева владеет личной недвижимостью, в том числе Сандрингемским дворцом в Норфолке, замком Балморал в Абердиншире и другими поместьями поменьше. Среди прочего имущества - коллекция марок, которую начал собирать еще ее дед, король Георг V. Дать ей хотя бы приблизительную оценку сложно, но эксперты называют сумму в 100 миллионов фунтов как минимум. Известны и менее очевидные источники личного дохода королевы. Так, каждое Рождество садовники Виндзорского замка срезают выращенные там с любовью пуансеттии: часть из них уходит на подарки, а другая поступает в продажу. Стоит ли говорить, что каждый щенок королевской охотничьей собаки одновременно с молоком матери тут же получает и ценник.
Королева любит делать ставки на скачках и, надо признать, часто выигрывает. В 2018 году доход от побед скакунов Елизаветы II составил 583 тысячи фунтов. Самая прибыльная лошадь королевы, чистокровный ирландец по кличке Эстимейт, до того как уйти на пенсию, в общей сложности принесла более 370 тысяч фунтов призовых. Елизавета II обожает конный спорт и по сей день уверенно чувствует себя в седле. Ее расходы на аристократическое увлечение неизвестны, зато доход, который приносят ей любимые лошади, выигрывая на скачках, озвучивается регулярно
Главный источник публичных доходов Елизаветы - Суверенный грант (процент от прибыли "Собственности Короны"). Эти деньги покрывают расходы, связанные с церемониальными обязанностями: рабочие поездки королевы и членов ее семьи, оплата персонала, обслуживание недвижимости, коммунальные услуги.
Любопытно, что большая часть движимого и недвижимого имущества, которое ассоциируется с королевой и которое будто бы принадлежит ей, на самом деле находится в управлении "Собственности Короны" - независимого предприятия стоимостью более 14 миллиардов фунтов, сформированного в 1760 году Георгом III из бывших наследственных владений. Среди активов - Большой Виндзорский парк, Букингемский дворец, жилая и коммерческая недвижимость по всей стране. Активы портфеля не являются собственностью ни госудаства, ни суверена, хотя и находятся под его патронажем. Они управляются независимым советом и покрывают государственные нужды.
За последний год "Корона" принесла 343,5 миллиона фунтов чистой прибыли. Выручка в полном объеме перечисляется в казну, а уже оттуда фиксированный процент отходит королеве. До 2017 года он составлял 15 процентов, но в связи с необходимостью реставрации Букингемского дворца его пришлось увеличить до 25 процентов. Электрика, сантехника и отопительные системы главной достопримечательности Лондона и по совместительству дома королевы не менялись с 1950-х годов. Реконструкции также требуют фасад и интерьер дворца. Таким образом, размер Суверенного гранта в прошлом году достиг 82,2 миллиона фунтов.
Помимо королевы, дотации от государства получает ее супруг. Правда, их размер гораздо скромнее: всего 359 тысяч фунтов. Такой была зарплата принца Филиппа за исполнение официальных обязанностей до тех пор, пока он не отошел от дел в 2017 году.
Первенец
Второй по "ценности" член королевской семьи - старший сын королевы, принц Чарльз. Более 90 процентов его дохода формируется из герцогства Корнуолл - это частные владения, аналогичные герцогству Ланкастер. Его основал в 1337 году король Англии Эдуард III, чтобы обеспечить деньгами собственного сына, а после - старших сыновей последующих правителей страны. С тех пор доходы Корнуолла покрывают частные и представительские расходы наследника престола, а также его жены и детей. В 2019-м эта коллекция недвижимости принесла Чарльзу 21,6 миллиона фунтов стерлингов. Также принц получает деньги от матери. В прошлом году - 1,9 миллиона фунтов. Они были выделены на рабочие расходы Чарльза и его супруги, герцогини Камиллы. Еще 600 тысяч фунтов герцог и герцогиня получили от различных государственных департаментов за оказание "профессиональных услуг".
Вся королевская рать
Порядка половины дохода Чарльза уходит на рабочие расходы, еще четверть - на налоговые выплаты, а оставшиеся деньги распределяются между ним и его детьми.
Дотации отца формируют кошелек принцев Уильяма и Гарри. Согласно декларации, в прошлом году их семьям было выделено чуть больше 5 миллионов фунтов. У братьев есть трастовый фонд, основу которого составило наследство матери, принцессы Дианы. Все это частный доход, а вот представительские расходы принцев вновь покрывает королева из своего гранта.
Младшие дети Елизаветы - принцесса Анна, принцы Эндрю и Эдвард - работают на монархию, за что получают от нее соответствующую компенсацию. Более того - как несложно догадаться, все появляющиеся в связи с этим расходы королева берет на себя. Персональные же счета ее детей пополняются разными способами. У Анны - в основном благодаря трасту ее дедушки, короля Георга VI. У Эндрю - пенсией, которую он получает с 2001 года после службы в Королевском военно-морском флоте. Эдвард ранее занимался бизнесом, но не очень успешно, поэтому с 2002 года его основной работой является исполнение обязанностей как члена королевской семьи. Его деятельность спонсирует Елизавета.Слева направо: герцогиня Корнуоллская Камилла и ее супруг принц Чарльз, принц Гарри с супругой герцогиней Меган, принц Уильям с супругой герцогиней Кэтрин и детьми - принцами Георгом и Луи и принцессой Шарлоттой
Следующее поколение уже не получает денег из казны. Скажем, у дочерей принца Эндрю, принцесс Евгении и Беатрис, самая обычная работа: первая возглавляет лондонский филиал галереи современного искусства Hauser & Wirth, вторая - вице-президент технологической компании Afiniti. Но и им в исключительных случаях достается небольшой кусок королевского пирога.
Когда в октябре прошлого года Евгения выходила замуж, более 800 человек собралось около часовни Святого Георгия в Лондоне - весь высший свет Великобритании. На обеспечение безопасности выделили 2 миллиона фунтов государственных денег, что порядком возмутило граждан. Претензия состояла в том, что Евгения - не работающий на монархию член королевской семьи и, по логике, ее свадьба должна была оплачиваться из личных средств семейств невесты и жениха. Научила ли та история чему-то Виндзоров, узнаем в следующем году, когда состоится бракосочетание Беатрис. Возможно, ее избранник, мультимиллионер Эдоардо Мапелли Моцци, поможет короне сберечь деньги и нервы подданных.
Королева Елизавета Ii новости
Последние новости