Полина — боец по жизни. Увы, пока она в тени. Представляя ее в прессе, журналисты так и пишут — "дочь Гоши Куценко и Марии Порошиной", но Полину это не смущает. Когда перед ней встал вопрос выбора профессиональной деятельности, она четко понимала, что ее будут сравнивать с родителями, если она пойдет по их стопам. С раннего возраста они возили дочь на съемки и в театр, поэтому неудивительно, что театральный мир и мир кино заворожили девочку и продолжают манить до сих пор. Полина поступала в пять главных театральных институтов, особенно хотела в ГИТИС, но не прошла там второй тур испытаний. Однако это не стало для нее поводом отступить. Ее приняли в Театральный институт имени Бориса Щукина, где она окончила курс В. П. Николаенко.
Список работ в кино у Полины пока невелик: четыре сериала и два фильма — полнометражный и короткометражный. Зато в театре дела идут явно лучше. С 2018 года Полина играет в спектаклях Московской драматической труппы "Блуждающие звезды". Именно там на нее обратила внимание Ирина Апексимова и предложила девушке поучаствовать в постановке "Lё Тартюф. Комедия" Юрия Муравицкого, который дал ей роль Марианы, дочери Оргона. По сюжету отец хочет выдать ее за Тартюфа, хотя она влюблена в Валера.
Полина, Мольер написал "Тартюфа" в XVII веке. Скажите, чем пьеса актуальна сейчас и как она резонирует с вами?
Ближе к финалу спектакля моя героиня впервые в жизни говорит "нет" отцу, а в те времена это было рискованно, ее могли запереть в четырех стенах и лишить всего. Если перекладывать на современные реалии, то сейчас это можно воспринимать как протест против существующей системы.
Вы сравнивали взаимоотношения героини с родителями и ваш опыт?
Режиссер просил уделять больше внимания форме, а не внутренним переживаниям, но невольно я проводила параллель. У нас есть что-то общее с Марианой, хотя мои родители всегда были лояльны ко мне и слышали меня. Тут же главная проблема в том, что мою героиню не слышит отец. Сейчас это странно выглядит, ведь мы свободные люди и делаем то, что хотим, в рамках разумного.
У вас было такое, что вы пытались кому-то что-то донести, а вас не слышали?
Было. Сейчас я осознаю это уже по-взрослому и понимаю, что была не права. В институте меня "подопускали" в хорошем смысле, говорили: "Ты не суетись, а работай". Я задавалась вопросом: "Зачем я вообще сюда пришла? Почему мне не дают раскрыться?" — забывая, что, кроме меня, на курсе было ноль с лишним человек. Благодаря тому, что меня тогда не слышали и заставляли работать, я стала тем, кто я есть сейчас.
И кто вы сейчас?
Не могу сказать определенно, но знаю точно, что стала лучше, спасибо преподавателям. В подростковом возрасте я была еще тем максималистом, воспринимала все драматично, вокруг были сплошные трагедии, мне казалось, что умираю, а родители с улыбкой в ответ: "Успокойся, все нормально, хватит, сиди в комнате". Сейчас вижу все то же самое у младшей сестры и думаю: "Боже мой, неужели я тоже несла такую чушь?"
Не было ощущения, что вас затачивают под рамки?
Вначале мне так казалось. Думала, что я бездарность, ничего не могу и не умею. Уже потом поняла, что существует система, которая слаженно и отлично работает, и нужно ей довериться, вот и весь секрет. Я это поняла только в середине второго курса. Свою задачу — сделать из меня разностороннюю и многогранную актрису — преподаватели института выполнили, выжав из меня тот максимум, который можно было. У меня забирали этюды, которые мне нравились, и давали другие, которые я не понимала, но цель была одна: раскрыть во мне новое умение. К тому же я не думала о других студентах. Так я научилась учитывать интересы не только свои, но и чужие.
В такие минуты, как вы описали, не хотелось сказать: "Да вы знаете, кто мои родители?"
Никогда в жизни. Наоборот, я этого всегда стеснялась. Казалось, что если я это скажу когда-нибудь, то уже не буду больше собой. Было мерзко, когда мне кто-то на это намекал… Видимо, такое воспитание. Для меня это дикость.
Вас подкалывали по поводу фамилии?
Да. До первого курса я переживала, а потом научилась с юмором воспринимать такие выпады и отвечать на них.
Над самой собой смеетесь?
Каждый день! Самоирония — залог всего для меня. Мама научила относиться к любой ситуации с юмором. Наверное, поэтому мне и с мальчиками проще общаться. Нет, есть три близкие подруги, но нас сложно записать в клуб "Отчаянные домохозяйки", мы не устраиваем совместный шопинг… С парнями мы играем в стрелялки. С помощью чувства юмора я борюсь со своими комплексами.Полина уверена, что в театре тоже можно отдыхать, и призывает пойти на "Тартюфа", чтобы убедиться в этом . Ближайший спектакль — 8 марта"Когда я накрашена, похожа на маму, когда нет — на папу. Тактичность у меня от мамы, прямолинейность — от папы"
Комедия считается низким жанром...
Потому что она задействует низменные чувства, но в этом нет ничего плохого или хорошего. Это просто так. Юра (Муравицкий, режиссер. Ред.) не ищет сложных путей, он пытается разговаривать со зрителем через эмоции, рефлексы, естественные реакции организма. Смех — это самый простой способ продлить себе жизнь. Что касается актерской игры, то труднее всего добиться легкости. Юра переосмысляет Мольера на современный лад, он сделал максимально доступным и простым для восприятия сложный оригинальный текст. Сейчас зрителю трудно долго сидеть и вникать в постановку. Юра заставляет чувствовать, а не думать. Он с помощью чувств доносит главный посыл пьесы.
Какой?
Что все мы не без греха, инфантильны и эгоистичны.
Как думаете, почему зрителю сейчас сложно думать?
Наверное, потому, что современный человек строит свою жизнь стремительно, хочет все успеть, для него важна самореализация, общение с друзьями, семья… Все это отнимает время и место в голове, поэтому, когда мы идем отдыхать, мы не хотим думать. Мы и так все время этим занимаемся. Понятно, что иногда хочется чего-то такого, что перевернет тебя с ног на голову. Но ты не можешь постоянно смотреть подобные спектакли, тогда не останется никаких чувств, эмоций, ты будешь обескровлен. Временами хочется просто прийти, посмеяться от души.
Вы говорили, что вашей героине сложно сказать "нет" отцу. Недавно читала, что вы перекрасились в брюнетку, потому что такой видит вас Ян Яновский, ваш молодой человек…
(Улыбается.) Ну да, но в любом случае я бы этого не сделала, если бы сама не захотела. Жизнь одна, я и в работе, и в общении с друзьями или родителями не делаю того, с чем внутренне не согласна. Просто захотелось перемен. И когда человек вдохновляет тебя на трансформацию, это замечательно. Когда ты меняешься, ты растешь.
Вас окружают творческие люди: ваши родители, коллеги, ваш молодой человек. Как вы с ними сосуществуете?
С творческими людьми действительно сложнее, но интереснее. У нас один энергетический заряд. Мы понимаем друг друга с полуслова. И это важнее, чем возникающие конфликты. Да, порой они бывают, но проходят. Для меня важно, что мы идем в одном направлении — поддерживаем друг друга, радуемся успехам.Куценко гордится своей фамилией, но не кичится ею. В ее системе координат это просто невозможно
Вы идете за Яном или вместе с ним?
Вместе, а когда у кого-то больше работы, другой начинает активизироваться. У нас есть общие проекты, театральная студия например. Строго говоря, это студия Яна, но я пытаюсь ему помогать в административных делах.
Вы уже пять лет вместе, а любовь живет три года, если верить Бегбедеру. Родители на вас не давят: "Когда поженитесь, заведете ребенка?"
В юности верила во всю эту чушь, сейчас — нет. Могу сказать, что я люблю, меня любят и мы счастливы. Родители не давят, они понимают, что мы должны встать на ноги. Для меня свадьба — это такое событие, которое ты должен точно запомнить на всю жизнь. Не хочу кучу гостей, пиршество. Просто хочу, чтобы для меня это был такой момент, о котором я смогу вспоминать и рассказывать всем с восхищением…
Считается, что в разы сложнее построить здоровые отношения, если у тебя перед глазами был опыт развода родителей.
На меня развод родителей никак не повлиял. Я была слишком маленькой, и ни мама, ни папа не пропали из моей жизни. Они всегда были рядом. Вот вы сейчас сказали, а я даже не помню об этом. Мне кажется, что жизнь расставит все по своим местам. После расставания нужно время, да и для создания крепкого союза оно также необходимо.
У вас мимика отца. Наверняка вам люди часто говорят, что вы похожи на папу или на маму. А вам внутренне или внешне кто ближе? Раздражают ли вас вопросы о родителях?
Нет, не раздражают. Но не люблю, когда начинают лезть в их личную жизнь. Это я не приемлю, потому что у каждого есть свои границы и не стоит их нарушать. А так, да — во мне действительно есть и папа, и мама. Когда понимаю, что мне нужно четко отстоять свою точку зрения, во мне просыпается отец, а когда нужно быть вежливой и тактичной — мама. Нет, вы не подумайте, папа тоже может быть тактичным (улыбается), но он более прямолинеен, в этом его плюс. Поэтому, наверное, он и достиг таких вершин. А мама — немножко другим, дипломатическим путем. Что касается внешности: когда я ненакрашенная — я в папу, накрашенная — похожа на маму. Когда говорят: "Ой, ну ты копия папы!" — меня это не обижает.Полина явно не пользуется возможностями родителей. Просто для сравнения: у Гоши Куценко 737 тысяч подписчиков в Instagram, у Марии Порошиной — 209 тысяч, а у Полины — 3 тысячи
Вы понимали, что если пойдете по стопам родителей, то всегда будете в их тени. Вы могли поменять фамилию…
Никогда не думала о том, чтобы сменить ее, хотя меня в школе дразнили. Бесило, когда склоняли фамилию. Приходилось объяснять: "Она украинская — не склоняется!" Гордиться фамилией меня научил дедушка. Он был статный, уважаемый человек, всегда говорил, что свои корни нужно любить и помнить. Сравнения всегда будут. Даже если бы я занималась чем-то другим, например была бы общественным деятелем, меня все равно сравнивали бы. Мне приходится делать на это скидку. У каждого свое мнение — невозможно понравиться всем. Если жить и пытаться понравиться всем, ты сгоришь. Когда была подростком, испытывала смущение, но потом переборола его и приняла свою судьбу. Я не могу поменять себя, не могу поменять родителей и не хочу, потому что они такие, какие есть, и они прекрасны. И я беру от них то, что могу взять, — опыт и советы. Даже если кто-то считает, что я пользуюсь положением своих родителей, то это его проблема. Как раз насмотревшись на родителей, я поняла, что не хочу славы.
А чего хотите?
Хочу показать, что не нужно стесняться себя. Это главный критерий, который объединяет всех моих персонажей. Я пытаюсь показать, что человек такой, какой он есть. У каждого есть свои проблемы в жизни, комплексы и обиды, с ними нужно работать самостоятельно, а не вываливать их на других людей. Я была воспитана так, что все свои проблемы решаю у себя дома, и если у меня иногда бывают какие-то всплески, то я потом прошу прощения у человека, которому пришлось это стерпеть.
Что вы почувствовали, когда не поступили в ГИТИС?
Мне было 17 лет, я так переживала! Конечно, в каждом из институтов, куда я поступала, кто-то не прошел какие-то этапы, но об этом так не говорили. А тут не прошла этап я — и про меня вдруг сразу написали в новостях. Зато мне повезло меня с первого раза в "Щуку" взяли.
Вы дочь известных, влиятельных людей. Вас кто-нибудь пытался использовать в своих целях, общался с вами, чтобы получить привилегии?
Я такое чувствую и сразу отсекаю. У меня не так много друзей, потому что я вкладываю себя в каждые отношения, с каждым человеком. Да, я могу помочь, например достать пригласительные билеты в театр, но, если человек явно перегибает палку, спокойно и вежливо дам ему понять, что меня это не интересует. Я считаю, что это верх счастья, когда человеку ничего от тебя не нужно и тебе ничего не нужно от человека — вам просто приятно быть рядом друг с другом. Это то, к чему я стремлюсь в общении с другими людьми.
В каких направлениях хотите развиваться?
Если агент зовет на пробы, считаю, что не имею права не пойти без весомой причины, даже если это самый простой эпизод. Я пока все пробую, для меня важно знакомиться с людьми, показывать, что я есть и готова к работе. После института я довольно долго сидела без дела и страдала от этого. Помню это чувство, оно мне не понравилось.
Чем еще, кроме страданий, вы занимались в тот период?
Я пыталась как-то разнообразить свой досуг: читала книги, смотрела кино, занималась самосовершенствованием… Теперь у меня очень много работы, и я благодарна тому времени за то, что оно дало мне возможность немного подрасти.
Спектакль "Lё Тартюф. Комедия" по пьесе Жан-Батиста Мольера "Тартюф, или Обманщик" стал первой премьерой Театра на Таганке в 2020 году. Режиссер постановки — Юрий Муравицкий, получивший "Золотую Маску" за спектакль "Зажги мой огонь" в Театре.doc
Стиль: Мария Колосова, Продюсер: Ольга Закатова, Макияж: Анна Меркушева/MAKE UP FOR EVER, Прически: Николай Риш/@birdiemoscow, Ассистент стилиста: Алина Салимова
Читайте также
Последние новости