На днях в интервью телеведущему Мэтту Лауэру Джулия Робертс высказалась о масштабных секс-скандалах в США, которые сотрясают западный мир в течение последних месяцев. "Это гадко во всех смыслах! У меня никогда не было подобного опыта, и я не знаю, почему меня пощадили. Мы все слышали ужасные истории жертв, и как маму, воспитывающую дочь, они пугают меня", - сказала актриса. На тему харассмента с участием сильных мира сего сказано так много, что уже трудно поднять, почему все началось именно сейчас и к чему привело к настоящему моменту. HELLO! решил восстановить хронику событий и вспомнить о том, как имя Харви Вайнштейна в считанные дни стало нарицательным - синонимом непристойного поведения и сексуальной распущенности.
Еще совсем недавно Вайнштейн считался одним из самых влиятельных продюсеров Америки, неуязвимым и могущественным. Но сегодня все его прошлые заслуги в киноиндустрии перечеркнуты, все достижения позабыты, громкие проекты отошли в тень - феерический крах этого непотопляемого, казалось бы, гиганта "фабрики звезд" можно сравнить с крушением "Титаника". Правда, с тем отличием, что свой айсберг Харви создал сам.
Роман-катастрофа
Утро 5 октября стало для него роковым - газета The New York Times опубликовала расследование, в котором актрисы Эшли Джадд, Роуз Макгоуэн и сотрудницы корпорации The Weinstein Company обвинили Вайнштейна в сексуальных домогательствах. Согласно данным издания, на протяжении десятилетий актрисы и подчиненные становились жертвами развратных действий продюсера. Материалы для сенсационной статьи собирались долго и тщательно - The New York Times утверждает, что располагает подтверждениями каждого опубликованного ими комментария. Пострадавшие актрисы призвали жертв не молчать и не бояться вслух заявить о каждом случае харассмента в свой адрес.
Голливудские мужчины должны как можно скорее поменяться. Голливуд теряет влияние, потому что общество изменилось и выросло, а поведение голливудских мужчин осталось прежним,
- сказала Макгоуэн в интервью The Hollywood Reporter. Западное общество действительно изменилось - и его реакция на обнародованную информацию оказалась настолько масштабной, что у Харви не осталось никаких шансов сохранить лицо. Хотя репутационные скандалы в Голливуде и за его пределами случались и раньше. Но тот же Роман Полански после громкой истории с изнасилованием несовершеннолетней продолжил снимать кино, с ним охотно сотрудничают звезды мировой величины. То же самое можно сказать и про Вуди Аллена, которого в свое время обвиняли в совращении семилетней приемной дочери Дилан Фэрроу.
С Харви - совсем иное дело. Почему с него другой спрос? Во-первых, как сказано выше, изменилось общество: к посягательствам на права личности стали относиться более нетерпимо. Во-вторых - и это, наверное, не менее важно - творческому человеку люди готовы простить многое. А Вайнштейн - просто делец, лишенный всякого романтического флера.
Эффект Торнадо
После громкой публикации в The New York Times события стали разворачиваться молниеносно. Харви написал в газету покаянное письмо, где принес извинения всем девушкам, которым он мог нанести вред, а затем подал в суд на издание. Его юридический консультант Лиза Блум заявила, что Вайнштейн хочет отойти от дел, чтобы "понять себя и побороть своих внутренних демонов".
В следующем своем заявлении она сообщила, что отказывается защищать интересы Харви. Его активы схлопывались как карточный домик. Решением совета директоров Вайнштейн уволен из созданной им же корпорации, его имя решено убрать из ее названия.
Через несколько дней вышло другое расследование, в журнале The New Yorker, где шесть женщин, включая актрису и режиссера Азию Ардженто, обвинили продюсера в изнасиловании, в США и Великобритании начато полицейское расследование. От Харви уходит жена Джорджина Чапман, владелица модного бренда Marchesa.
Мое сердце обливается кровью из-за всех женщин, которым пришлось перенести эти ужасные страдания, - говорится в ее заявлении.
Вайнштейна исключают из Американской академии киноискусств, вручающей премию "Оскар".
Вдобавок он ссорится с братом Бобом - своим многолетним соратником и партнером по бизнесу. В СМИ и соцсетях запустилась цепная реакция признаний других жертв хищного магната. О домогательствах с его стороны заявили Анджелина Джоли, Гвинет Пэлтроу, Кара Делевинь, Леа Сейду, Мира Сорвино, Кейт Бекинсейл, Люпита Нионго и многие другие. В "Твиттере" начался флешмоб с хештегом #MeToo ("Меня тоже"), охвативший множество стран помимо США и Великобритании, в частности Францию, Германию, Индию. Мужчины стали каяться в ответном флешмобе #ItWasMe, признаваясь, где и когда проявили сексизм, похлопав коллегу по ягодицам.
Энергии инь и ян, словно бес, вырвались на свободу из закупоренной колбы и карающим огнем опаляли все новых и новых сексуальных оккупантов. Сначала досталось Ларсу фон Триеру, следующими стали Кевин Спейси и Дастин Хоффман, а потом и Бену Аффлеку припомнили, что он схватил за грудь актрису Хилари Бертон в прямом эфире MTV. Бен сразу же извинился, но в фокус-группу уже попал, чего уж там.
Молчание ягнят
Сценарий действий Вайнштейна во многих случаях был похож - продюсер назначал потенциальной добыче деловую встречу в фойе отеля. Однако вместо него приходил его помощник, сообщал, что продюсер занемог, и предлагал провести переговоры в его номере. Когда жертва заходила в апартаменты, она оказывалась в западне - ассистент тихо исчезал, а Харви представал перед ней в халате или же голым и предлагал сделать ему массаж. Тех, кто давал ему отпор и отказывался, он запугивал, приказывал молчать о случившемся, в ряде случаев выплачивал солидные компенсации. Все - вернее, почти все - молчали. Его боялись, он казался всемогущим.
Например, Гвинет Пэлтроу призналась:
Я была совсем юной, у меня был с ним контракт, и я окаменела от ужаса.
Гвинет тогда пожаловалась на Харви своему бойфренду Брэду Питту. Брэд, встретившись с обидчиком на кинопремьере, потребовал, чтобы Вайнштейн больше никогда не трогал его подругу. Продюсер тут же позвонил Пэлтроу и наорал на нее за то, что она рассказала об инциденте Питту. Примечательно, что после этого конфликта и Пэлтроу, и Питт продолжали сотрудничать с Вайнштейном и сниматься в фильмах его компаний Miramax и The Weinstein Company. В 1999 году Гвинет получила "Оскар" за роль в фильме "Влюбленный Шекспир". Свою речь со сцены она начала с благодарностей в адрес продюсера картины - Харви Вайнштейна. Так же поступали и многие другие потерпевшие, предпочитая делать вид, что ничего не произошло.
Тема всеобщего молчания стала одним из камней преткновения в развернувшейся общественной дискуссии. Поведение Вайнштейна обсуждалось в кулуарах годами, о нем было всем известно, однако никто не предпринимал никаких действий - почему? Выяснилось, что журналисты уже делали попытки вывести Харви на чистую воду, собирали доказательства и показания свидетелей. Однако ни одна статья так и не увидела свет. Согласно последнему расследованию журнала The New Yorker, всемогущий продюсер даже нанял для отслеживания всех им обиженных армию шпионов. Сотрудники частных агентств отслеживали любую жалобу на Вайнштейна, входили в доверие к актрисам, с которыми он общался, и записывали все разговоры, чтобы затем переслать их Харви.
Отдельные досье заводились и на репортеров: агентства пытались найти любую порочащую журналистов информацию. Неудивительно, что в этой атмосфере всеобщей лжи и слежки мало кто решался пойти на открытый конфликт с Вайнштейном. Недавно была опубликована полицейская запись встречи Вайнштейна с начинающей актрисой Амброй Гутьеррес, сделанная два года назад после жалобы последней на домогательства со стороны Харви. Слышно, как продюсер настаивает, чтобы она поднялась к нему в номер, признается, что накануне схватил ее за грудь против ее воли, "потому что привык так себя вести", и уговаривает "не портить с ним отношения". Полиция собрала веские доказательства вины Вайнштейна, но окружной прокурор Манхэттена не дал тогда хода делу.
Убить Харви
Сегодня, когда Вайнштейн уже перестал быть таким великим и ужасным, с осуждением в его адрес высказались десятки, если не сотни актеров и режиссеров, общественных и политических деятелей, среди которых Хиллари Клинтон и Доналд Трамп. Мужская солидарность на этот раз не сработала - мужчины, включая Джорджа Клуни и Брэда Питта, выступили против Вайнштейна. Даже Квентин Тарантино, для которого Харви фактически стал "крестным отцом" в профессии - вместе они выпустили такие известные фильмы Квентина, как "Бесславные ублюдки", "Криминальное чтиво" и "Убить Билла", - не встал на его защиту. Тарантино заявил, что он "поражен и убит горем". А также признал, что был в курсе проделок Харви.
Я знал достаточно, чтобы сделать больше, чем сделал,
- сказал он.
Мне жаль, что я не взял на себя ответственность за то, о чем мне было известно,
- покаялся режиссер.
Нашлись и те, кто не разделил всеобщего возмущения. Режиссер Оливер Стоун назвал происходящее с Харви самосудом, Донна Каран заявила, что женщины сами напрашиваются на насилие излишне сексуальным видом, а Линдсей Лохан обратилась к обвиняющим с призывом остановить вакханалию. Правда, позже Каран извинилась за свои слова, а Лохан удалила пост.
Сила слова
Сейчас Харви скрылся в реабилитационной клинике Meadows в Аризоне, которая считается лучшей по излечению сексуальной зависимости в США. Компанию Вайнштейну составил Кевин Спейси, который подвергся в Голливуде настоящему остракизму. Звезду сериала "Карточный домик" обвинили в домогательствах сотрудники шоу, служащие театра The Old Vic, в котором Спейси был худруком, и актер Энтони Рэпп, которому на момент инцидента было 14 лет. "Домик" Кевина схлопнулся на самом деле: его уволили из сериала, а сцены с его участием в фильме Ридли Скотта "Все деньги мира" переснимут с другим актером. Без судебных разбирательств карьера актера завершилась за считанные дни.
И пока в Голливуде ждут новых обвинений, журналист американского The Hollywood Reporter Стивен Гэллоуэй уже назвал происходящее "охотой на ведьм":
Мы не проверяем факты и принимаем чьи-то заявления за доказательство чужой вины. Эти действия будут иметь последствия для всех. И честно говоря, мне страшно.
Читайте также
Последние новости