Смотр российского кино проходил на семи центральных киноплощадках Лондона, а еще в Оксфорде, Кембридже и Эдинбурге. Даже на тех фильмах, которые в российском прокате умирают, не успевая быть замеченными, в Лондоне - полные залы восторженных зрителей. В залах - не только русская диаспора (в Лондоне она огромная), но и вся обширная география бывшего соцларегя. На "Балканском рубеже" (история бомбардировки Югославии в 1999) - полный зал сербов, на "Танце с саблями" (байопик про Арама Хачатуряна) - сплошь армяне, на "Сестренке" (экранизации башкирского классика) - множество башкир, которые заставляют нервничать переводчицу, переходя на родной язык. Но есть и множество англичан, которые идут на неведомое русское кино, хотя в Англии не очень-то принято смотреть фильмы на чужом языке. Основатель и генеральный продюсер фестиваля Филипп Перкон говорит, что сегодня соотношение англичан и русских (точнее - русскоговорящих) в залах примерно 35/65, но задача фестиваля довести баланс до 50/50.
Odeon Luxe Leicester Square - легендарное здание кинотеатра в лондонском Вест-Энде, построенное в стиле ар-деко в 1937 году
Открывали фестиваль в самом крупном британском зале Одеон, где проходят все голливудские, европейские и королевские премьеры. На следующий день после завершения RFW в этом же зале премьерили "1917" Сэма Мендеса с Бенедиктом Камбербетчем в присутствии принца Чарльза и герцогини Камиллы. А фильмом открытия Недели российского кино стала мировая премьера "Холопа" Клима Шипенко - комедии о том, как папа-олигарх отправил своего распоясавшегося сына на перевоспитание в русскую деревню 17 века. "Холоп", наверное, самый "русский" фильм программы, презентующий как саму Россию - современную и древнюю, так и стабильную русскую идею о том, что любого отбившегося от рук можно перевоспитать с помощью кнута и исправительных работ. В фильме, конечно, не обходится без любви, которая стирает все классовые, а заодно и политические границы. Иностранцы были впечатлены "Холопом" едва ли не больше, чем русские. Многие из них вообще впервые видели российское кино и прежде всего были удивлены тому, что в России умеют так смешно шутить.
Дмитрий Глуховский, Софья Карпунина и Клим Шипенко с дочкой Клементиной, Александр Петров
На премьеру "Холопа" в Лондон приехала Мария Миронова, со сцены сказала, что это ее первый выход в свет после родов, а также первая комедийная роль в кино.
Мария Миронова
Дмитрий Дюжев приехал в Russian Film Week с семьей, заранее распланировав обширную программу для 11-летнего сына Ивана. Парки, музеи и сказочный рождественский Лондон - уважительная причина, чтобы прогулять школу. На фестивале Дюжев представлял фильм "Тобол", где сыграл Петра Первого.
Дмитрий и Татьяна Дюжевы с сыном Иваном
Дмитрий Дюжев, Филип Перкон представляют фильм "Тобол"
Russian Film Week - событие весьма масштабное. Среди всех "национальных", то есть неанглоязычных, мероприятий Британии русская неделя занимает второе место, уступая лишь индусам. Казалось бы, в пору обостренных дипломатических отношений, кому какое дело в Англии до русского кино, но - нет: британцы с интересом присматриваются к русским и даже почти не задают острых вопросов. Если кто-то и позволяет себе на показах жесткие и даже агрессивные высказывания, то это только бывшие россияне. Так, например, на премьере "Т34" одна из зрительниц устыдила Александра Петрова за то, что, снимаясь в таких фильмах, он потворствует пропаганде войны, в то время как в ту войну надо было сдаться. И если с первой частью высказывания не собирался спорить даже сам Петров, то версия о необходимости сдаться возмутила даже англичан, для которых "Т34" - не больше, чем стрелялка про танки, а память о Второй мировой священна не меньше, чем для россиян.
У Петрова в программе RFW был еще и "Текст" - редкая для российского кино картина про здесь и сейчас, про коррупцию в силовых структурах и бессилие маленького человека перед государственной машиной, весьма успешно прошла в российском прокате, а теперь идет в кинотеатрах Лондона. Традиционное обсуждение серьезного фильма немедленно превратилось в комедию: если на "Т34" зрители обсуждали, что "на войне так не было", то тут одна из зрительниц стала негодовать по поводу неправдоподобия эротической сцены, утверждая, что "люди так не занимаются сексом". Переговоры на эту деликатную тему взял на себя неожиданно заехавший на лондонскую премьеру автор романа "Текст", он же - автор сценария фильма - Дмитрий Глуховский, и на этом фоне остальные участники дискуссии фактически отошли в тень.
Из острых эпизодов стоит вспомнить еще претензии британского политолога к политической ангажированности "Балканского рубежа", на что сыгравшая в фильме русского снайпера Равшана Куркова дипломатично высказалась в том смысле, что война уродлива с любой стороны и не может такое масштабное событие, как бомбардировка Югославии, быть освещено только с одного угла, другая версия тоже имеет право на существование. Равшана представила "Балканский рубеж" еще и в Кембридже, где успела погулять по городу и колледжам, в которых учились Ньютон, Дарвин, Кромвель и много кто еще, и осталась под огромным впечатлением.
Равшана Куркова
Еще один фильм про современность в программе - "Завод" Юрия Быкова - пользовался колоссальным успехом в Оксфорде. История доведенных до отчаяния работяг, захвативших в плен владельца завода, вызвала огромный интерес у британцев, которые интересовались, не запрещен ли этот фильм в России и нужно ли, чтобы на такие картины давал разрешение лично президент Путин. На что Быков ответил, что с его точки зрения фильм никакой опасности для власти не представляет, потому он спокойно шел в кинотеатрах и рекламировался на федеральном тв.
Юрий Быков
Все эти дискуссии - весомая и по сути основная часть фестиваля, его дипломатическая миссия. Когда в политической ситуации статус "все сложно", только у культуры есть возможность оставаться "в поиске отношений", и Неделя российского кино как раз этим поиском активно занимается. Потому Филип Перкон стремится собрать в Лондоне как можно больше российских кинематографистов и предложить им диалог с британцами, а также встроить российское кино в международный контекст.
Александр Кузнецов
Для этого на показы приглашают британских кастинг-директоров и продюсеров, для этого в рамках фестиваля организован Casting Bridge, где артисты могут не только показать себя, но и получить множество консультаций по вопросам договоров и самопрезентаций. Для этого же тут придумана премия "Золотой Единорог" - самая крупная, а, возможно, и единственная, премия для российского кино в мире, которую вручает авторитетное иностранное жюри,. Его в этом году возглавила глава Амедиатеки Линда Дженсен, а российское жюри (вручает награды зарубежным фильмам о России) - Данила Козловский, который провел в Лондонском театре Royal Haymarket открытое интервью на тему "От актера - к режиссеру, из России - в Европу".
Данила Козловский и Филип ПерконПри всей спорности идеи - показывать все разнообразие российского кино, при всей спорности самих фильмов, вся эта панорама сама собой формирует концепт. Это и есть разная Россия: с ее драмами и комедиями, триллерами и мелодрамами, героико-патриотическими страстями и борьбой с несправедливостью и беззаконием, с ее шедеврами и неудачами, которые и англичанам, и нам самим невредно ценить и признавать.
Текст: Елена Слатина
Кино
Читайте также
Последние новости